Средства против скольжения автомобилей очень разнообразны: начиная от цепей, которые вешают на колеса, заканчивая специальными препаратами, которые делают так, что покрышка как бы прилипает ко льду. Однако радикальным средством против скольжения автомобиля, являются металлические шипы. Они появились на автомобилях с начала ХХ века. Тогда их начали устанавливать не только как средство против скольжения, но и для того чтобы шины меньше изнашивались. Позже, когда были изобретены пневматические шины, интерес к такому способу исчез.
Массовому использованию шипов мешала их низкая износостойкость и несовершенство конструкции стальных штифтов. В 30-е годы спортивные автомобили начали оснащаться шинами с шипами. Для их установки в покрышках делали сквозные отверстия, изнутри в шину был вмонтировано болт-грибок и снаружи его фиксировали обычной гайкой. Можно только представить какой вес имели такие шины. В Скандинавии по окончанию 50-х годов, появились шины конструкции, которая осталась и по сей день. Основой была обычная стальная заклепка, которая закреплялась в теле твердосплавной шины. Именно в таком виде выпускались шины того времени.
В зимних условиях, особенно нашей страны, шины возымели неоспоримые преимущества. Они были высоко оценены водителями различных стран. Чтобы придать своим автомобилям большую безопасность в такие шины переодевали не только легковые автомобили, но и грузовики, тяжелую строительную технику и автобусы. В этот момент выступать против шипованых шин начали дорожники, которым прибавилось немало работы. Когда заканчивался сезон холодов, на дорогах появлялись колеи, шипованое колесо работало наподобие фрезера. Особо большое пагубное влияние такие шины оказали на немецкие автобаны, которые большую часть зимы были очищены ото льда и снега. Это не удивительно, что против шипов первыми восстали – это немцы. Так с 1975 года в Германии запрещено использовать на автомобилях шипованую резину. За ними последовал ряд ограничений и в других странах где, или полностью запретили использование таких шин, или ввели суровые ограничения.
Помимо всего прочего, как показали данные исследования отдельных ученых, шипованые шины могут представлять серьезный риск здоровью людей. Частицы покрытия, которые вырывают шипы, превращаются в пыль, очень вредную для здоровья людей, в первую очередь от этого страдают астматики. Как говорят ученые, такое загрязнение может унести до 1900 жизней в год. Говорят, что частицы пыли и асфальта на много опаснее чем выхлопные газы. В Европе сейчас осталось не много стран, где еще не запретили использование шипованой резины. От сюда выходит, что их производством занимается очень мало фирм. Шипованую резину часто покупают для того, чтобы ездить по заснеженным или обледенелым поверхностям. В этом случае польза шипов неоспорима. Если же ездить на такой резине по голому асфальту, то шипованые шины во многом будут уступать.
Конструкция.
Как и пол века, назад шины, предназначенные препятствовать скольжению, состоят из двух деталей: твердосплавной вставки и корпуса. Задача корпуса очень простая – ему надо удержать шипы в протекторе, на протяжении всего срока эксплуатации. А шип должен вгрызаться в поверхность дороги, чтобы на скользком покрытии увеличивался коэффициент сцепления. Сплавы шипов совершенно разные, как правило, у каждого из производителей есть свой уникальный состав. Зачастую такие сплавы имеют очень прочный состав, естественно для езды по льду и снегу это слишком, но для асфальта – то, что надо. Шипы усовершенствуют через изменения их материала и формы. Изначально корпуса для шипов делали со стали. Но когда начались споры об их использовании, масса производителей начала производство шипов в пластиковых корпусах. Масса такого шипа на 0.4 грамма меньше, что в совокупности дает ощутимый результат. Минусом пластмассы является то, что она не всегда выдерживает те нагрузки, которые взваливаются на протекторы.
Сейчас же почти все производители шипов начали переходить на алюминиевые корпуса. Легкий сплав дает преимущества прочной стали, а по весу его можно сравнить с пластиком. К примеру, шип Kometa Marathon весит всего на 0.2 грамма тяжелее пластикового. Он покрыт тефлоном, который облегчает монтаж в резину, а также препятствует появлению коррозии. Кстати, именно из-за коррозии производителям приходится усложнять форму корпуса. Так как у основания каждого шипа существует промежуток, в который постоянно попадает влага и соль, в результате чего там начинаются коррозийные процессы. Чтобы это предотвратить в корпусе шипа делают несколько фланцев. Преимуществом многофланцевого шипа можно назвать и то, что они лучше держаться в корпусе. Однако из-за того, что изготовление их сложнее, стоимость на них значительно выше.
Делятся шипы на: точечные и штампованные. Первые стоят намного дороже, так как каждый шип будет обработан отдельно. Если вы хотите поставить на свои шины шипы, необходимо обращаться к специалистам, который на качественном оборудовании сделает это по высшему разряду.
Состоит протектор из пары слоев резины: верхний (он мягче, и отвечает за сцепление с дорогой) и нижний (твердый слой который довольно плотно удерживает шипы в отверстии профиля). Помимо этого, под каждым шипом установлена специальная мягкая подушечка, которая при движении по твердой поверхности не позволяет шипам «утопиться», для того чтобы приносить наименьший вред дорожному покрытию. Шины из-за границы к нам поступают в неошипованом варианте, но с отверстиями под них. В отечественных шинах, как правило, гнезд нет, но есть разметка под них. После чего специальный станок делает нужные отверстия.
После того, как вы приобрели себе такую шину, вам надо ее обкатать. Это значит, что тормозить и трогаться надо плавно, скорость лучше всего не превышать более 60-80 км/ч. Соблюдать эти правила надо на первых 500 км эксплуатации. Давление в шинах также стоит часто проверять. Все это позволит вам удержать шипы на своем месте как можно дольше.