Увеличение крутящего момента, передача его под 90 градусов на колесные полуоси - составляют назначение главной передачи. Более подробно, что такое главная передача переднеприводных автомобилей, читайте в этой статье.
Составными частями главной передачи являются ведущая и ведомая шестерни. Путь крутящего момента начинается от коленчатого вала. Затем идут сцепление, КПП и карданная передача. В итоге он передается на косозубые шестерни, находящиеся в непрерывном зацеплении.
Рассматривая следы, которые оставляют на поворотах мокрые колеса автомобиля, можно обнаружить, что колесо, находящееся на внешней, относительно центра поворота, стороне, преодолевает гораздо больший путь, чем колесо на внутренней стороне.
В случае если бы на каждое колесо автомобиля выдавались равные обороты, то мы получили бы ситуацию, когда поворот машины без темных следов на асфальте оказался бы невозможен. Таким образом, автомобиль имеет определенный механизм, который позволяет совершать повороты без вышеописанной проблемы. «Имя» этому механизму — дифференциал.
При совершении поворота или при езде по неровной дороге задачей дифференциала является распределение между полуосями колес (ведущих) автомобиля крутящего момента. Это делает возможным вращение колес с отличающейся угловой скоростью и прохождение ими разного пути без проскальзывания на покрытии дороги.
Таким образом, весь крутящий момент, поступающий на дифференциал и передающийся на ведущие колеса, может разделяться в соотношении 50х50 и в любой иной пропорции. В определенной ситуации эта пропорция может составить и 100 на 0. Это означает, что одно колесо не двигается с места (попало в яму), а другое буксует (по снегу, глине, сырой земле).
Здесь поделать нечего. Ведь ничего не бывает идеальным, зато дифференциал дает возможность автомобилю исключить заносы на поворотах, а водителю не делать каждый день замену полностью изношенных покрышек.
Дифференциал и главная передача выполняются в одном узле. Конструкция дифференциала включает две шестерни полуосей и столько же шестерней сателлитов.
Особенности главной передачи и дифференциала автомобилей с передним приводом
У данного типа автомобилей рассматриваемые узлы находятся в корпусе КПП. Двигатель переднеприводных машин устанавливается поперек оси движения, и крутящий момент изначально передается от мотора в плоскости колес. В данной ситуации не нужно менять на 90 градусов направление крутящего момента (как это делается у автомобилей с задним приводом). Задача же по увеличению крутящего момента и распределению его по колесным осям остается неизменной.
Основные неисправности
При движении на большой скорости может возникать шум («вой» главной передачи). Причиной этому может быть износ шестеренок, неправильная их регулировка или же отсутствие масла в картере главной передачи.
Для решения этой проблемы нужно настроить зацепление шестерен, долить до необходимого уровня масло, заменить изношенные детали.
Сальники и неплотные соединения служат причиной возможной течи масла через них. Для устранения данной неполадки необходимо заменить сальники и надежно затянуть крепления.
Эксплуатация
Все шестеренки главной передачи и дифференциала (как и все прочие) нуждаются в «смазке и ласке». Поговорим о «ласке». Все детали этих узлов выглядят как массивные «железки», но и их запас прочности не вечен. Исходя из этого, все рекомендации по резким стартам и торможениям, грубым включениям сцепления и другим перегрузкам не теряют силы.
Ранее уже упоминалось, что трущиеся детали и зубья шестерен постоянно нуждаются в смазке.
Поэтому в картер блока или в картер заднего моста заливается масло (соответственно, для передне- и заднеприводных машин). Его уровень обязательно нужно время от времени проверять. Часто масло может утекать через неплотные соединения или изношенные сальники.
Любому картеру необходима постоянная связь с открытым воздухом. Во время работы механизмов всегда выделяется тепло. В закрытой коробке с шестернями и маслом резко увеличивается давление, и масло непременно найдет для себя щелочку. Чтобы не заливать масло несколько раз за день необходимо знать о небольшой детали каждого картера — сапуне. Он представляет собой подпружиненный колпачок, который прикрывает отверстие или трубку для вентиляции.
Сапун может «залипнуть», это приведет к потере связи картера и атмосферы. Во время плановой замены или раньше (если необходимо) следует провернуть колпачки и привести пружины всех сапунов вашего автомобиля в рабочее состояние. Это довольно простая операция, в ее результате утечка масла может прекратиться.
Обычному водителю довольно трудно разобраться в обилии звуков, издаваемых его «заболевшим» автомобилем. Хороший слух здесь не является выходом из ситуации. Нужно еще и иметь представление о том, что же означают все эти «завывания», «поскрипывания» и «похрустывания», исходящие из разных зон автомобиля.
Область поиска неполадки можно и сузить. Если возникают подозрения на неполадки с трансмиссией, то одно из ведущих колес машины нужно поднять домкратом (и в обязательном порядке опустить на «козла»). Далее заведите двигатель, включите передачу и заставьте вращаться данное колесо. Внимательно посмотрите на все крутящиеся элементы и прослушайте все, откуда доносятся подозрительные звуки. После этого поднимите колесо с другой стороны (опять же с помощью домкрата). При наличии вибраций, течи масла и повышенном шуме смело ищите специалиста. Вы с гордостью сможете ему рассказать о стороне автомобиля, с которой у него есть проблемы.