Данная публикация расскажет, как правильно устанавливать и эксплуатировать предпусковой подогреватель двигателя для легковых авто, работающий в автономном режиме.
В эпоху СССР, чтобы облегчить запуск двигателя зимой, люди чаще всего использовали паяльную лампу и кипяток из чайника. Этими подручными средствами удавалось прогревать поддон картера мотора или блок цилиндров. В результате минеральное масло (до этого застывшее практически до состояния геля) становилось жидким и не создавало проблем для движения деталей, а спокойно поступало в систему смазки.
Затрудненный пуск двигателя в зимних условиях — основная проблема автомобилистов в это время года. Для решения данной проблемы постоянно создавались разнообразные устройства. Все они делятся на три группы: автономные, аккумуляторы тепла и устройства с питанием от бытовой электросети. Последнюю группу составляют электронагреватели, устанавливающиеся в рубашке охлаждения двигателя или поддоне картера, и работающие от сети в 220В. Их отличает доступная цена, но в нашей стране их часто невозможно использовать (на стоянках и возле домов нет электрических розеток, как это принято в Швеции, Финляндии и других странах).
Аккумуляторы, накапливающие тепло при работе двигателя, эффективны лишь при каждодневном использовании (поэтому они встречаются довольно редко). В России чаще всего встречаются пред-пусковые подогреватели двигателей для легковых авто автономного типа.
Сначала о хорошем
По мнению технически грамотных людей у системы автономного подогрева двигателя легкового авто достаточно много преимуществ.
- Снижается износ двигателя. У нагретого масла вязкость меньше, чем у застывшего на холоде «собрата». Смазка поступает к рабочим поверхностям деталей раньше, сразу же при первых оборотах коленчатого вала.
- Обеспечивается плавный прогрев мотора до его запуска. Это решает проблему локальных перегревов деталей цилиндро-поршневой группы, которые возможны при холодном пуске.
- Масло в трансмиссии тоже прогревается (при разогреве двигателя тепло поступает и в КПП). Двигателю не нужно будет преодолевать сопротивление трансмиссионного масла после длительной стоянки, так как оно уже не будет вязким.
- При холодном пуске обогащенная смесь, которая идет в цилиндры, разжижает и смывает смазку со стенок цилиндров (причина — плохая испаряемость). После пуска нагретого мотора испаряемость горючего становится намного лучше, а его дозировка снижается. В результате масляная пленка, покрывающая детали, не повреждается, и износ происходит гораздо медленнее.
- Значительно снижается нагрузка на аккумуляторную батарея и стартер, поэтому прослужат они гораздо дольше.
Но есть и минусы
При использовании автономного пред-пускового подогревателя двигателя для легкового авто сэкономить не получится. Потребление горючего системой в данном случае 0,67 л/ч и меньше. На каждый прогрев тратится от 150 до 335 граммов топлива (это равнозначно обогащению смеси в прогревающем режиме). Получаем отсутствие, как экономии, так и перерасхода. Недостатком является и высокая стоимость системы и ее установки.
Автономный подогрев не стоит устанавливать, если в скором времени вы планируете продавать машину. В этом случае к стоимости автомобиля прибавится вышеописанная сумма. Покупателям это придется не по вкусу и ваши доводы об удобстве использования подогревателя их не убедят.
Комфорт и положительные эмоции
После обильного ночного снегопада испытываешь весьма приятные ощущения, если садишься в прогретый салон, а замерзшие руки обдувает поток теплого воздуха. Не приходится думать о состоянии аккумулятора, стартера или масла — все в полном порядке и готово к работе.
Подобная ситуация осуществима, если подогреватель заблаговременно включен и успел поработать минут 15, а при сильных морозах — тридцать. Но немного потрудиться все-таки придется. Слой льда со стекол необходимо счистить (но, так как он подтаявший, то особых усилий для этого не потребуется). Немедленно двинуться в путь также не выйдет. Некоторым механизмам и узлам (в частности, катализатору) необходимо несколько большее время на разогрев, поэтому ЭБУ мотора нужно пару минут на корректировку работы систем питания и зажигания.
Возникает резонный вопрос — кто и как в нужное время запускает пред-пусковой подогреватель?
Это можно осуществить, запрограммировав таймер, или применив дистанционное управление. Выключить подогрев можно вручную или автоматически — с помощью заданной программы, через тридцать минут.
В летний период у подогревателя можно найти еще пару плюсов. Если дистанционно или по программе выключить режим обогрева, то можно включить вентиляцию и проветрить салон автомобиля.
Органы управления
Для управления пред-пусковым подогревателем двигателя легкового авто очень удобно использовать брелок. Он имеет две кнопки для включения и выключения, а также индикатор работы печки. При прогреве индикатор мигает красным светом, а в режиме вентиляции — зеленым. Зона действия подобного брелока составляет 500-800 метров (зависит от плотности застройки). По показаниям индикатора можно вовремя обнаружить угон машины (если система включена, светодиод мигает в пределах зоны его действия).
Таймер подогревателя можно настроить на несколько ежедневных включений. Его стоит ставить в удобном и заметном для вас месте, иначе вы просто забудете о нем и начнете управлять системой только дистанционно.
Монтаж системы
Для установки пред-пускового подогревателя обязательно необходимы специалисты, прошедшие обучающий курс. Это сложная процедура и требует специальной подготовки. Например, нужно точно знать, где следует делать врезку в систему охлаждения. В современных машинах необходимо суметь правильно «внедриться» в электрическую схему управления системы климат-контроль или отопителем. И, наконец, комплект установки содержит просто огромное количество деталей. Только специалист обладает знаниями об их правильном монтаже и подключении.
Итак, пред-пусковые жидкостные подогреватели двигателей легковых авто чаще всего монтируют под передним бампером или в моторном отсеке на свободном месте.