На ресурс ШРУСов (шарниры равных угловых скоростей) большое влияние оказывают следующие факторы: особенности конструкции и технологии, применяемые при производстве, а также режимы и условия, при которых происходит эксплуатация.
Конструкционные и технологические особенности заложены изготовителем, поэтому владелец автомобиля к ним никакого отношения не имеет. Этого нельзя сказать об условиях и режимах, при которых уже автовладелец эксплуатирует свой автомобиль. Из этого можно сделать вывод, что основным виновником сокращения этого ресурса является сам водитель. Как и все детали автомобиля, шарниры не вечны, рано или поздно они изнашиваются. А вот насколько быстро шарнир придёт в негодность, зависит от самого владельца.
У каждого водителя своя манера езды. Кто-то бережёт свой автомобиль и трогается с места плавно, по всем правилам. Но есть водители, которые при повёрнутых колёсах стартуют с места с буксованием. При таком манёвре шарниры находятся в зажатом положении, что может привести к разрушению недешёвого агрегата.
К быстрому износу шарнира равных угловых скоростей приводит и форсированность двигателя (наблюдается у поклонников тюнинга). Увеличение крутящего момента передаётся на ШРУС, в результате он быстрее изнашивается.
Некоторые водители недостаточную заинтересованность проявляют к состоянию чехлов-пыльников. Их нужно своевременно заменять, ведь только герметичность чехла может надолго продлить срок эксплуатации. Разрыв пыльника значительно сокращает срок службы шарнира, так как у него отсутствует защита от пыли грязи. Это приводит к потере смазки, что ведёт к коррозии поверхности. Попавшие частицы пыли делают своё дело. Они выступают аналогами абразива, при этом зазоры увеличиваются, и со временем появляется стук. Так как отремонтировать эту деталь невозможно, то придётся полностью менять весь узел. А это дорогое удовольствие.
Чтобы ресурс ШРУСов не сокращался, необходимо пересмотреть манеру старта с места и тщательно следить за состоянием пыльника. При малейшей трещине производить своевременную замену чехла.
Выбор ШРУСов - дело ответственное. Помните - скупой платит дважды. Сейчас на рынках и в специализированных магазинах представлен широкий ассортимент шарниров равных угловых скоростей различных фирм. Лучше выбрать качественный продукт, хотя он и дороже. Изделия без маркировки не могут соответствовать стандартам качества (иногда они просто восстановленные), хотя по цене значительно дешевле.
С выбором ШРУСов для зарубежных моделей автомобилей дела обстоят ещё серьёзнее. При выборе необходимо учитывать не только марку автомобиля, но и её конкретную модификацию. Иномарки одной и той же модели могут отличаться характеристиками двигателей. Для автомобилей с более мощным двигателем предусмотрены агрегаты, имеющие запас прочности шарнира и вала.
При выборе ШРУСА следует тщательно осмотреть его. Внешний вид должен быть безупречным. В комплект шарниров, помимо пыльника с хомутом, так же может входить и ступичная гайка. Стоимость этой детали полностью зависит от продавца.
Ресурс пыльников значительно меньше, чем у шарниров. Пыльники изготавливают, как правило, из резины, а она гораздо быстрее изнашивается под влиянием перепадов температур и воздействием влаги. Металл - более долговечный материал.
Для изготовления пыльников также используется резино-пластик. Чехлы из такого материала более устойчивы к механическим повреждениям. Технология их производства различна. Они могут быть бесшовными или иметь два шва. Слабым местом чехлов с наличием швов являются стыки его половинок.
При разрыве чехла можно воспользоваться высокопрочным клеем, но это не решит проблему, а лишь отсрочит её. В любом случае, его следует поменять в кратчайшее время.
Покупая чехол пыльника необходимо выбрать модель соответствующую размерам именно вашего автомобиля. Не забывайте, что размеры чехлов у автомобилей одной марки могут отличаться из-за разности модификаций.
Зажимы пыльников бывают трёх видов:
- ленточный,
- винтовой,
- само-затягивающийся пластиковый хомут.
Пластиковый хомут является наиболее надёжным и технологичным. Его легко установить, и, кроме того, он обеспечивает надёжную фиксацию чехла на шарнире. Перед тем, как затянуть хомут, необходимо нормализовать давление воздуха в чехле. Затягивайте хомут до тех пор, пока не создастся полная герметичность.
Когда ШРУС собран и установлен, необходимо удостовериться, что он не слетит. Не забудьте предварительно долить масла в коробку передач. Контрольную проверку проводят через несколько поездок. При этом необходимо удостовериться, что пыльник не сполз с шарнира и его крепление всё так же надёжно.
Как же определить, какой шарнир равных угловых скоростей необходимо заменить? Сделать это можно следующим способом. Прислушайтесь, с какой стороны слышен хруст. Определив это, необходимо вывесить переднее колесо и включить первую передачу. Если стук послышится при прямо установленных колёсах, то значит, изношен внутренний шарнир. Если стук слышен при повернутых колёсах - изношен наружный шарнир.
Не имеет значения, вышел ли из строя сам шарнир, или повреждения коснулись только пыльника, в любом случае, придётся разбирать весь привод. Если повреждён только чехол, то вам потребуется резина, хомут и смазка ШРУС-4. Если же повреждён шарнир, то к этому комплекту прибавиться «граната».
Многие владельцы автомобилей зачастую сами справляются с устранением некоторых неполадок автомобилей. Поэтому для них не составит большого труда произвести этот ремонт. Важно соблюдать все пункты руководства для данной марки и типа автомобиля. Необходимую литературу можно приобрести в книжных магазинах.