У вашей машины двигатель потребляет слишком много масла? Расход мотора более чем 1 литр на 1000 км? Из выхлопной трубы появился синий дым? Данные признаки появляются, когда двигатель стал плохо работать. О капитальном ремонте рано думать до того момента, пока динамические характеристики не снижены, а расход топлива остается на том же уровне. Легкий ремонт двигателя, замена маслосъемных колпачков поможет решить все эти проблемы. Масляные колпачки можно поменять и своими руками, не обязательно сразу обращаться в автосервис. Для этого нам понадобятся инструменты (самый нужный из которых – это съемник сухарей клапанов) и гараж. Все инструменты без труда можно найти в любом магазине.
Для начала хотелось бы поговорить, для чего вообще нужен маслосъемный колпачок. Предназначение его – не давать выйти излишку моторного масла. Он должен очень хорошо прилегать к клапану, и пропускать только немного масла, которое необходимо для смазывания деталей. Такие колпачки производятся из специальной резины. В течение времени масляной колпачок будет разрушаться, резина теряет свою прежнюю эластичность, стареет, начинает отслаиваться на основании. Все это приведет к тому, что колпачок начнет пропускать больше масла. Следовательно, потребление масла увеличится. Зачастую маслосъемные колпачки на автомобилях отечественного производства надо менять каждые 20 000 км. На иномарках такой период может быть увеличен в несколько раз.
Признаки того, что колпачок изношен:
Сложный случай, когда дымит двигатель своеобразным сизым цветом, особенно когда вы увеличиваете газ.
Не сложный случай, когда расход масла будет приличным, после того как вы тормозили двигателем на 4-й больше при скорости свыше 110 км/ч – опять выжимаете газ и в зеркале заднего вида можно увидеть небольшое сизое облако.
Инструменты:
- Ключи 8, 10 (трубчатый 10/8 подойдет идеально), 17, 13.
- Оправка для установки.
- Съемник колпачков - с цанговым захватом.
- Рассухариватель клапанов для классики (он чуть-чуть отличается для зубилки).
Порядок работы:
-
- Крышку клапанов надо снять – выставить двигатель, когда и на распредвале и на коленвале совпадают, ослабить цепь или приоткрутить колпачок, отжать монтажкой башмак и снова затянуть колпачок, просто открутиа две гайки натяжителя.
- Разогнуть стопор, который не дает открутить болт крепления звездочки распредвала (он может треснуть или сломаться - так что неплохо бы иметь новый стопор). Открутить болт на 17, делать это надо аккуратно, чтобы ничего не упало вниз. Стопорную шайбу, болт, простую шайбу – снять. Теперь надо приготовить кусок проволоки, на который повесим шестерню распредвала с цепью.
- После чего снимаем шестерню и вешаем на эту же проволоку.
- Откручиваем и снимаем распределительный вал. (По инструкции вообще-то нужно "отпустить" все клапана регулировочными болтами и только после этого снимать – однако нет особого смысла с этим возиться). В процессе снятия распределительного вала вас встретят те же проблемы, что и с крышкой – будет мешать жгут на стенке капота, его тоже следует приподнять.
- Пришло время снять рокеры с пружинками и сложить в таком порядке, как они стояли. После чего можно начать менять колпачки. Кстати, свечи тоже надо вывинтить - при рассухаривании клапана придется придерживать изнутри.
- Тут надо найти что-либо для поддержания клапанов. Для этой цели хорошо подойдет прутик в 8мм или большая отвертка.
- Рассухариватель - установить, при небольшом нажатии клапан он должен поддаться. Засовываем отвертку в соседний цилиндр, и нащупываем тарелку клапана. Упираемся отверткой и небольшим рывком пытаемся сорвать крышку клапана. После того, как это удастся мы увидим, что пружины сжаты, а стержень клапана останется на месте. Удерживая рассухариватель в нажатом состоянии, аккуратно извлекаем оба «сухарика». Далее сняв и отпустив рассухариватель надо снять нижнюю тарелочку и две пружины клапана. Отвертку из цилиндра стоит извлечь так как будет лучше, если клапан уйдет вниз.
- Самое интересное. Проверяем люфт клапана направляющей, если больше 0.5 - 1 мм по концу ножки, можно готовиться менять направляющую и снимать головку. Менять сальники бесполезно, при настолько большом люфте ничего не поможет.
- Итак, снимем старый, устанавливаем цангу, чтобы ее ободок слегка залазил на ободок колпачка, пристукиваем, чтобы захватило и зажало, постукиваниями пробуем снять. Обычно это получается с 2-3 раз. В критических случаях можно сорвать ее отверткой, однако так имеется большая вероятность расколоть направляющую.
- Мажем стержень маслом, надеваем что-нибудь для предохранения кромки сальника от острых кромок клапана. Новый колпачок надеть, приставить к оправке и легкими ударами вгоним на место, пока звук не станет звонким. Ставим пружины, верхнюю тарелочку, нижнюю тарелочку, снова упираем изнутри цилиндра клапан и ставим рассухариватель. Сжимаем, удерживая сжатой пружину, вкладываем «сухарики» - потом легонько отпускаем - смотрим чтобы все нормально закусилось - с этим клапаном все. Такую работу надо повторить еще 7 раз.
- Когда закончили с заменой колпачков, еще раз проверили, надеваем постель распредвала, опять ставим в том порядке как были рокеры, только проследим, чтобы метка была там, где надо и протягиваем ее крепеж от центра к краям. Можно это делать динамометрическим ключом, если он у вас имеется.
- Ставим звездочку с цепью на место, следим, чтобы выступы стопора попали в нужные места, затягиваем болт и стопорим. Отпускает колпачок натяжителя, и натягиваем цепь так, как это нужно по инструкции.
- Отрегулировать клапаны, перед этим полезно немного покрутить стартером, для установки рокеров.
Ремонтировать двигатель, заменяя маслосъемные колпачки лучше всего самому, однако для этого вам нужен опыт и необходимый инструмент. Если у вас нет уверенности и хотя бы минимальных знаний по ремонту, то за данную работу лучше не браться вообще. Цена ошибки в данной операции достаточно велика, поэтому целесообразным будет доверить эту работу действительно знающим людям.