К сожалению, любой автомобильный двигатель далеко не вечен. Наступает то время, когда он начинает огорчать своего владельца повышенным шумом, увеличением расхода масла, стуками, неустойчивостью в работе, характерным сизым дымом и плохим пуском.
То насколько изношена цилиндропоршневая группа, обычно оценивается замером остаточного вакуума и компрессии, а также и иными техническими методами диагностики (при помощи мотор-тестера, эндоскопа и так далее). Есть также и косвенный показатель работы двигателя – расход масла. Для легкового двигателя приделом расхода масла является 1 литр на 1000 км пробега, если кончено мотор доживет до такого состояния. В реальной жизни автомобиль часто приходится ставить на прикол намного раньше из-за большого задымления или по причине увеличивающихся стуков и шумов.
Пробег до капитального ремонта двигателя внутреннего сгорания колеблется у различных автомобилей в довольно широких пределах и зависит от условий эксплуатации и долговечности конструкции. У многих автомобилей отечественного производства составляется 150 000 км, у иномарок этот показатель – 250 000 км.
Условия эксплуатации весьма существенно проявляются на конечном результате. Так ресурс в летнее время (особенно в жарких регионах) может быть сокращен почти в два раза, а если вести машину спокойно и разменяно, по ровным дорогам или шоссе он будет значительно выше, чем в условиях города. Однако возникают и байки о ресурсе двигателя в миллион километров.
Помимо всего прочего на то, сколько времени будет служить двигатель, сказывается своевременность и качество технического обслуживания всего оборудования. Применение плохого фильтра и низкосортного масла, может просто «убить» агрегат или же уменьшить ресурс в десятки раз. Именно в подобных случаях приходится производить капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания, даже есть автомобиль будет почти новым.
Когда мотор уже почти вышел из строя, возникает следующая дилемма: менять двигатель или производить его ремонт? Естественно новый двигатель будет служить не так долго как предыдущий, да и времени на замену потребуется не так много – максимум это займет один-два дня. Однако простота, как обычно обманчива. Замена будет включать стоимость двигателя и работы по его установке, что стоимость этого в два раза больше чем ремонт. Замена автомобильного двигателя будет доставлять большое количество изматывающих хлопот, начиная с оформления множества документов. Серьезным препятствием может оказаться смена в регистрационных документах нового номерного знака на двигателе. Особенно касается это тех людей, которые хотят установить себе на автомобиль двигатель, который раньше был в использовании. Подобные двигатели зачастую сняты с аварийных автомобилей и, как правило, стоят они не очень дорого. Официально оформить подобные операции не всегда удается: часто продавец не хочется утруждать себя хлопотами по оформлению документов, или же вообще не имеет их (не говоря уже о тех двигателях, которые сняты с угнанных авто).
Чем же грозит замена двигателя без оформления соответствующих документов?
Первое что может случиться – ваш автомобиль будет поставлен на штраф-площадку ГАИ, а вы попадете в непонятную ситуацию. Понятно и то, что официально продать такой автомобиль крайне тяжело, если вообще реально. Также двигатель, который был раньше в употреблении, своего рода кот в мешке неизвестно, сколько он протянет. Все вышесказанное может дать нам вывод, что ничего кроме ремонта лучше быть не может. Более того, количество машин, которые требуют ремонта движка различной степени сложности, увеличивается с ростом автомобильного парка, который все больше и больше пополняется старыми иномарками. Поэтому спрос на ремонт двигателей растет с каждым днем. Следовательно, появляются станции технического обслуживания, которые могут производить такую операцию на «сердце», это касается не только отечественных авто, но и иномарок. Не всегда вам сделают ремонт так, что двигатель будет служить долго и надежно. Это связанно с различными технологиями по ремонту двигателей. Поэтому каждому автовладельцу надо иметь хоть небольшие знания по технологии ремонта двигателя авто.
К примеру, бывает не так все просто с запчастями: или выбор недостаточный, или качество сомнительное. В ситуации по ремонту деталей все еще сложнее, не так просто найти место, где вам сделают качественный ремонт блока цилиндров или коленчатого вала. Во многих СТО нет приспособлений и специального инструмента. Литературы по ремонту двигателей мало, поэтому многие мастера учатся путем проб и ошибок.
К чему это может привести?
К тому, что средний двигатель после капитального ремонта обычно работает меньше, чем новый, который сошел с конвейера. Все это противоречит мировой практике. Главной причиной этому является то, что технологии и условия работы на западе давно отработаны, а у нас они еще не взяты на вооружение.
Качество автомобильных запчастей, которые используются в ремонте, должны быть гарантированным, иначе все усилия, потраченные на ремонт, будут неоправданны. Главным условием успеха ремонт должен быть не выборочный, а всех изношенных деталей, чтобы надежность двигателя была на высоком уровне.
Как может показать практика в советских моторах, существует своя специфика. В современных автомагазинах можно купить почти все нужные детали – начиная от последнего болта, заканчивая блоком цилиндров, и все по приемлемым ценам.
Хочется сказать несколько слов о сроках, в которые должен проходит капремонт. Не надо забывать, что качественный ремонт не может производиться быстро, так как он более сложный. Поэтому при поиске станции технического обслуживания, не стоит обращать внимание на те, где мало времени отдают ремонту. В таких СТО впопыхах могут забыть что-то прикрутить или поставить.
Также при выборе СТО надо проследить сроки гарантии. В современном мире на выполненные работы гарантию дают почти на все, однако не все толком понимают, что это вообще такое. Современный двигатель — это механически сложный агрегат с огромным количеством деталей. Как бы качественно не был произведен его ремонт, вполне возможно, что впоследствии может «вылезти» какой-нибудь нюанс. В результате чего гарантия на произведенную работу — это не гарантия безотказной работы (ее даст и завод-изготовитель), а залог ремонта в случае неисправностей или дефекта, если таковые будет обнаружены.
Есть некоторый оптимальный срок гарантии. В начальный период после ремонта двигатель наиболее всего подвержен разного рода поломкам, особенно это ощущается в первые 10 000 – 15 000 км, после чего такая вероятность идет на убыль. Большое количество СТО в гарантии указывают срок в 20 000 км считая, что эксплуатационный ресурс двигателя будет несравненно больше, что правильно. Однако и тут есть один момент. Ответственные мастерские не только дадут гарантию, но и будут следить за двигателем на протяжении всей его эксплуатации. К примеру, будут бесплатно производить периодический технический осмотр.