Итак, вы за рулем новой машины. Что первым делом бросается в глаза? Ну конечно, устройство приборной доски автомобиля. Сначала глаз отмечает ее дизайн, затем дело доходит до информативности (и количество параметров, и способы их подачи). А уж в ходе поездки водителем оценивается удобство данного устройства, скорость нахождения на нем нужной информации. О, да тут порой встречаются и противоречия! Чем выше информативность, тем труднее (и медленнее) эту самую информацию прочесть.
Понятно, что большее число указателей контрольных ламп и индикаторов требует больше времени для их же изучения. А где его взять? Вокруг плотным потоком, либо на высокой скорости несутся автомобили. Попробуй-ка в таких условиях охватить взглядом все приборы, да еще и проанализировать показания. Голова кругом пойдет. Надо что-то делать…
Об этом уже и без нас позаботились. Существуют стандарты, которые требуют оснащать все двух- и многоколейные средства транспорта, способные двигаться со скоростью выше 30 км/ч, спидометрами. Шкалы спидометра должны находиться в зоне видимости водителя. Правда, конкретное место расположения приборов стандарты не указывают, поэтому каждый производитель комбинирует приборную доску автомобиля по-своему. Лишь бы водитель затрачивал минимум времени на его изучение. Вот только меняя марку машины, порой приходится заново привыкать к приборам.
Шахтные конструкции
Легче всего прочитать так называемые шахтные конструкции. Приборная доска автомобиля в таком случае занимает место под рулем. Неужто, это маленькое пространство может вместить существующее ныне огромное количество приборов? Может! Не без жертв, конечно. Жертвами становятся выполняющие сервисную функцию стрелочные приборы типа амперметра, указателя давления масла, тахометра. Избегают репрессий обычно спидометр, указатель уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. И целый набор контрольных ламп, загорающихся лишь в случае неисправности какой-либо системы, да при включении зажигания. Впрочем, такое расположение приборов все же не гарантирует легкость восприятия.
Жидкокристаллический дисплей
Порой на первый план выходит не столько удобство, сколько оригинальный стиль устройства приборной доски. Этим отличается дизайн торпедо, характерный для моделей Ярис и Пикассо компаний Тойота и Ситроен. На жидкокристаллическом дисплее информация выводится в виде цифр или диаграмм. Зрелище впечатляет! А на практике ощущаются неудобства. Человеческому глазу все же легче зафиксировать любое положение стрелки, чем распознавать цифры. И это еще не все. На дисплее значение скорости появляется с замедлением. Это позволяет избежать эффекта «бегущей строки», то есть непрерывного мелькания изменяющихся цифр. Так глазу легче уловить значение информации, выводимой на дисплей. Но водитель информацию получает с опозданием.
Жидкокристаллические дисплеи все больше входят в обращение. Их преимущество заключается в предоставлении дополнительной информации – они показывают мгновенный и средний расход топлива, оставшийся срок до замены масла и пробег до заправки ...
Интересную информацию несет также дисплей навигационной системы, расположенный между тахометром и спидометром. Он позволяет водителю не отвлекаться от остальных приборов. Но в плотном потоке машин или на высокой скорости не приходится рассчитывать на помощь сидящего рядом человека.
Все чаще в автомобилях появляются дублеры щитков приборов. Информация при этом выводится на нижнюю часть лобового стекла, что позволяет не отрывать взгляд от дороги. А сервисная информация о замене масла, фильтров и т.п. теперь подсказывается бортовым компьютером. Осталось компьютеру только информацию об аварийных режимах подавать с помощью голоса.
Информационные блоки концепт-каров обычно удивляют оригинальностью дизайна или необычными способами преподнесения информации. Несмотря на то, что щитки приборов таких машин носят черты абстракционизма или старины, оснащены современными наворотами, информативность их мала. Минимальный набор контрольных ламп и приборов, простота щитка присущи большинству машин будущего, рассчитанных на малую роль человека в управлении автомобилем. Все гениальное просто. Это истина, подтвержденная временем.
Итак, самое легкое восприятие информации происходит в следующих случаях.
- На приборной доске автомобиля расположено минимальное количество параметров.
- Шкалы приборов, имеющих стрелки, не соприкасаются между собой. А также не совмещаются с контрольными лампами и индикаторами.
- Подсветка при любом освещении позволяет легко разглядеть информацию на приборной доске автомобиля.