В 1959 году инженер компании Вольво придумал трехточечный ремень безопасности, выходит, что правильно пристегиваться человечество научилось еще в эпоху первых полетов в космос.
С того времени прошло уже достаточно долго и сейчас автомобили оснащены многими подушками безопасности, разными датчиками и сенсорами, но тем не менее сегодня как и 50 лет назад именно ремень остается основным приспособлением безопасности которое не дает водителю и пассажирам в случае столкновения хаотично перемещатся внутри салона. Именно ремень безопасности в сочетании с правильной конструкцией сиденья, которая должна исключать подныривание седока под горизонтальную лямку, обеспечивает максимально хорошие результаты во время краш - тестов.
Есть как обязательные краш тесты так и независимые, последние проводит Европейская программа испытания новых автомобилей (EuroNcap) и Американская ассоциация автостраховщиков, да и много других организаций. В новых Мерседесах Е–класса установлена система Pre-Safe, которая заранее отрегулирует кресло и поддернет ремень, чтобы обеспечить оптимальные условия для работы поддерживающих систем. Во многом благодаря такой щепетильности мерсодесовцев к безопасности во время передвижения, именно этот бренд получает самые лучшие результаты на тестах EuroNcap. Именно эти тесты считаются самими строгими (автомобиль должен столкнуться с деформируемым барьером и достигнуть отметки не более, чем в 40% перекрытия, плюс еще ко всему, испытуемый автомобиль бьют в бок и тестируют во время столкновения со столбом).
Столкновение со столбом - не самый распространенный вид аварий, но очень травматичный, поэтому пока что не все автомобильные производители оснащают свою продукцию надувными занавесками. Несмотря на, казалось бы, хорошие условия для тестирования автомобилей EuroNcap не может дать ответы, что будет, например, во время столкновении седана с кроссовером и т.д.
Более детальным изучением аварийных ситуаций и улучшением качества систем безопасности на автомобиле занимаются большие мировые автогиганты, у которых есть свои многомиллионные краш-центры. Например, у Вольво есть свой автоматизированный и один из лучших в мире краш-центров, где автомобили подвергаются нещадному разбиванию в разных условиях и под разными углами. Именно исследователи Вольво придумали оснастить подушкой безопасности лобовое стекло своих автомобилей в случае столкновения авто с пешеходом.
Несмотря на такую тщательность и скрупулезность в продумывании аварийных ситуаций и путей минимизирования ущерба для человека в них, все же это лабораторные условия, а в реальной жизни все может сложиться иначе.
Все автомобили Вольво оснащены системой City Safety, в независимости от комплектации. Такая система смотрит на дорогу вместе с водителем и принимает решение. Эта система сканирует пространство, которое находится перед автомобилем и в случае обнаружения объекта, с которым возможно столкновение, предупреждает об этом и если водитель не предпримет никаких действий, машина начнет сама тормозить. Конечно, эта система не сможет полностью предотвратить столкновение, но значительно минимизирует его последствия. На ее основе другие автопроизводители придумали и оснастили автомобили подобными системами.
Вышеперечисленные системы работают в паре с системой курсовой устойчивости, но немыслима их работа без хороших тормозов. Внешне дисковые тормозные механизмы за последние 50 лет особо не поменялись. Главное отличие современных тормозов от старых в том, что давление гидравлики контролирует электрика под управлением электроники и все осуществляется очень быстро.
Например, стереоскопическая камера, которой оснащают пока что Мерседесы Е-класса, видит знаки и разметку, при этом, если смещение с полосы движения стает по-настоящему опасным, электронный мозг возвращает автомобиль на свою полосу, но рулевой механизм не задействуется (все осуществляется за счет выборочного подтормаживания колес).
Недавно появились системы активной безопасности автомобилей, например, шведская система контроля слепых зон BLIS или система, позволяющая распознавать пешеходов как на обочине, так и переходящих дорогу; системы которые помогают передвигаться ночью и в тумане. Сейчас есть система, которая помогает автомобилям общаться между собой, она создана консорциумом автопроизводителей и уже на протяжении долгого времени тестируется.
Все эти новшества в системе безопасности автомобиля благоприятно сработают лишь в том случае, если водитель будет реагировать на подаваемые автомобилем сигналы, поэтому датчики мониторят не только ситуацию на дороге, но и состояние водителя.
Например, Е класс Мерседесов понимает как крепко водитель держит руль и если что-то не так, автомобиль покажет свое недовольство. Получается, что даже самый, казалось бы, недорогой автомобиль в скором будущем будет оснащен большим количеством разных датчиков, которые будут наказывать водителя за малейшее нарушении во время вождении (вплоть до прекращения подачи топлива в двигатель, прижимания тормозных дисков и т.п.).
Человечество идет дальше и ищет замену обычным водителям разрабатывая автопилоты, по сравнению с ними самостоятельное торможения автомобиля выглядят уж очень по-детски. Современные автомобили настолько оснащают всякими новшествами в сфере безопасности, что вождение автомобиля превращается в какую–то муку, ведь автомобиль сам постоянно напоминает водителю разными способами, что и как нужно делать.
Некоторые любители активной езды поговаривают о существовании международного заговора, суть которого заключается в том, чтобы сделать вождение менее привлекательным и интересным, чтобы оно вызывало отвращение. На данный момент никому еще не удалось разрушить механическую связь между водителем и колесами в плане серийного производства.
Несмотря на двузначное мнение водителей по поводу современных систем безопасности, именно современные автомобили с каждым годом уменьшают количество случаев смертей и травматизма на дороге. Исследования в сфере автомобильной безопасности по всему миру значительно повлияли на травматическую и смертельную динамику на дорогах в плане ее снижения. Инженеры будут придумывать все новые радары и датчики, а также исполнительные механизмы.
Вспомогательная электроника не возьмет на себя ответственность за результат своего действия или бездействия, поэтому человек является основным участником дорожного движения. Человеческий фактор является одной из главных причин аварийных ситуаций на дорогах, но согласитесь, мало кто захочет сесть в автомобиль, управляющийся автопилотом без подстраховки реального водителя за рулем.
28-03-2013, 00:13 | Vlado4ka