На сегодняшний день спрос на колодки барабанных тормозов автомобиля невысок. Ведь их износостойкость в 2-3 раза больше, чем у дисковых тормозов. К тому же процент машин с данными тормозными системами начал уменьшаться. Так или иначе, дадим вам некоторые советы, как выполняется техническое обслуживание и ремонт барабанных тормозов автомобиля, так как с необходимостью замены барабанных колодок сталкивается почти каждый водитель.
Барабанные тормоза автомобиля использовались уже задолго до появления дисковых тормозов. Наверное, из-за этого и считается, что они недостаточно надежны и устарели. Но если бы барабанные тормозные системы на самом деле были так неэффективны в использовании, спроса на них не должно было быть.
На самом деле у них немало достоинств, и отсутствия спроса на сегодняшний день не отмечается. Здесь уместнее говорить о непрерывном соперничестве, которое наблюдается в ряде последних десятков лет с изменчивой успешностью. Например, в первые годы после войны почти не было автомобилей с дисковой системой торможения. Все потому, что автозаводы в основном опирались на принцип дешевизны собираемых конструкций, и барабанные системы были намного рентабельнее дисковых, которыми впоследствии начали вытесняться.
Основное доминирование дисковых тормозов над барабанными видами заключается в охлаждении рабочей поверхности диска автомобиля при езде. Значительно хуже охлаждение барабана, т.к. он закрыт и циркуляции воздуха не происходит, а это может привести к сильному перегреву при резком торможении и выводу из строя всей тормозной системы.
Однако, и у барабанных тормозов автомобиля имеются положительные качества. Рассмотрим некоторые из них. Например, износостойкость этой тормозной системы. Любой тормозной диск, независимо от его качества, рано или поздно износится. На срок его службы влияет аккуратность вождения. При отсутствии излишних перепадов температуры тормозной диск спокойно проработает от ста до ста пятидесяти тысяч километров. Для тех, кто увлекается агрессивным стилем езды, предел намного меньше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч километров. Для качественных дисковых тормозов колодки необходимо менять после пробега от тридцати до сорока тысяч километров. Что уж говорить про несильно отличающиеся качеством дисковые тормоза.
Если говорить о ресурсе колодок для барабанных тормозов, то это уже гарантия спокойной езды до ста тысяч километров без технического обслуживания или замены. Этим и объясняется отсутствие большого спроса на такие колодки, даже невзирая на значительный процент автомобилей с барабанными колодками на российском авто-рынке.
Такая высокая износостойкость барабанной тормозной системы обусловлена одним фактором – несложной и высоконадежной конструкцией. Значительно медленней происходит износ колодок барабанных тормозов вследствие их большой рабочей поверхности. Исправность цилиндров тормозной системы гарантирует работу всей системы на долгие годы без ремонта и сервиса.
Очень долго не изнашиваются тормозные барабаны. Они не выходят из строя, как тормозные диски при повреждении. Вся рабочая поверхность изнашивается равномерно, поэтому и частая проточка не нужна. О добросовестной работе этих деталей можно судить лишь по тому, что ни в каком магазине авто-запчастей не найдешь тормозных дисков для иностранных машин. Просто их не доставляют по причине ненадобности. Если будет необходимость замены барабана, пусть и для самых древних авто, то возможно найти его на «авто-разборе», не делая лишних расходов и затрат.
Также у барабанов есть и прочие неопровержимые положительные качества. Например, присутствующий только в барабанных тормозах «эффект само-усиления». Он заключается в следующем: тормозное усилие повышается во много раз, за счет трения передней колодки об рабочую поверхность барабана, что обуславливает «затягивание» колодки к барабану. Такое дополнительное преимущество было неоценимо тогда, когда усилители тормозов еще не были распространены.
На этом не заканчиваются положительные качества барабанной тормозной системы. Кроме всего, барабанная тормозная система отличается более бережным отношением к ступичным подшипникам, так как она больше сбалансирована. В барабанной системе колодки установлены на обеих сторонах оси вращения колеса, и даже резкое торможение создает более или менее равномерную нагрузку на ось. Возможности попадания грунта и песка в область трения почти не существует, так как барабан закрыт, и это одно из положительных качеств, влияющих на износостойкость тормозной системы.
Указывалось уже много раз, что барабанная тормозная система имеет большое количество преимуществ. Если на вашу машину установлены барабанные тормоза, то самое большее, что может быть придется со временем заменить в тормозной системе - это колодки. Такое дело лучше доверить специалистам с опытом, ведь неправильная установка деталей ведет к раннему выходу из строя тормозных колодок данного типа.
Существует 2 способа нанести вред колодке барабанного тормоза.
- Первый способ – это неверная установка. Необходимо ставить колодки точно так, как сказано в инструкции, хотя визуально они обе одинаковы. Недопустимо, чтобы колодки были перепутаны местами, в противном случае при резком торможении из колодки запросто может выбиться кусок фрикционного пласта.
- Отрицательный фактор номер два – это перегревание.
Как было сказано раньше, основной изъян барабанного тормоза в том, что он сильно перегревается при резком замедлении. Плохая циркуляция воздуха в барабане является причиной чрезмерного повышения его температуры и дальнейшего нагревания. Порой нагревание доходит до того уровня, когда велик риск расплавления фрикционного слоя, при этом начинает дергаться железная часть колодки. Поэтому нужно стараться не допускать таких случаев, и по возможности водить аккуратно. Время от времени нужно дать колодкам отдохнуть, тогда и не будет проблем.
В стояночных тормозах непременно применяются барабаны. Продолжительность работы стояночного тормоза внушительна, если не подвергать «ручник» излишним нагрузкам. Но так как в наши дни отмечается резкий подъем интереса молодых людей к дрифтингу, возрастает и спрос на колодки стояночных тормозов. Тем, кто увлекается таким видом развлечения, приходится тратить немалые деньги, так как заменить колодку стояночного тормоза, такой же по качеству, не представляется возможным в условиях нашего авто-рынка. Придется «дрифтерам» делать заказ на «родные» детали, а их стоимость внушительна.