В государствах с высоким уровнем развития все автомобили изначально оснащены катализатором (каталитический нейтрализатор выхлопных газов). В связи с тем, что существуют экологические нормы достаточно высокого уровня, такие как стандарты Евро – 3 и Евро – 4, выпуск машин без катализаторов становится просто невозможным. После повального ввоза автомобилей в наше государство в 90 – х годах можно сказать, что теперь практически все автомобили оснащены катализаторами. Следует не забывать, что катализатор - это один из узлов машины, и он, как, впрочем, и всё остальное, подвержен износу и замене. Ресурс работы автомобильного катализатора зависит от того, в каком состоянии автовладелец содержит двигатель машины.
Для того чтобы осознать те причины, по которым катализатор приходит в негодность, необходимо иметь ясное представление о том, из чего он состоит и как работает. На первый взгляд ничего сложного, это просто керамический фильтр, состоящий из мельчайших сот. И всё-таки у этого фильтра есть свои особенности - на поверхности сот находится очень тонкий слой металлического сплава, причём в состав этого сплава входят такие металлы, как родий, платина и палладий. Родий в составе этого сплава начали использовать совсем недавно. Каждый металл, входящий в сплав, выполняет свои функции. Платина и палладий противостоят соединениям СН и СО, в то время как родий оказывает сопротивление окислам азота. Название «катализатор» этот фильтр и получил в связи с тем, что в нём используются эти дорогие металлы.
Когда выхлопной газ проходит через этот фильтр, он нагревается до температуры около 270 по Цельсию, вследствие чего между сплавом катализатора и составляющими газа происходит химическая реакция, которая носит название каталитическая. Таким образом, частично снижается опасность выхлопного газа, который после прохождения через фильтр меняет свой химический состав, из окиси углерода получается углекислый газ, который, в свою очередь, расщепляется на углекислый газ и воду. Двигатель, у которого есть такой катализатор, загрязняет атмосферу меньше в 10 раз, чем обыкновенный двигатель, карбюраторный. Также он имеет преимущество и перед инжекторным двигателем, который загрязнет воздух в четыре раза больше.
Если катализатор загрязнён, то он теряет первоначальную пропускную способность, и недостаточно хорошо очищает проходящие через него выхлопные газы. С этого момента у автомобиля теряется тяга, правда, происходит это постепенно, мотор не так быстро начинает реагировать на нажатие педали газа, а заканчивается это тем, что мотор не заводится и автомобиль начинает глохнуть.
Бывают случаи прогорания катализатора. Все причины, по которым это происходит, не известны никому, даже специалистам. Единственное, в чём они уверены, так это в том, что одной из причин неисправности является долговременная эксплуатация автомобиля на бедной топливной смеси. У выхлопных газов может повыситься температура, потому что в топливе содержится большое количество присадок, что, в конечном результате, и приводит к сгоранию катализатора. Если это происходит, то можно слышать неприятный шум из выхлопной трубы. Связано это с тем, что при работе автомобиля частички перегоревшего катализатора вибрируют в корпусе.
Часто, в России автовладельцы не меняют прогоревшие катализаторы, их просто снимают. Основной причиной подобного поведения является дороговизна как самого катализатора, стоимость которого начинается от 30 тысяч, так и стоимость работы по его замене. Владельцы дорогих автомобилей тоже экономят на замене катализатора, хотя могут это себе позволить. Модели автомобилей нового поколения обладают такими особенностями, которые затрудняют снятие катализатора по причине необходимости в корректировке программы блока управления двигателем.
Поскольку законы нашего не столь цивилизованного государства, как государств Европы, достаточно безразличны к сохранению окружающей среды, передвижение на автомобилях без катализатора - распространенное явление. Хотя, если представить на мгновение, как бы разгрузились пробки в больших городах, если закон ужесточить, то хочется, чтобы власть-имущие поскорей приняли закон, который соответствовал в этой позиции европейскому стандарту. А пока можно сказать, что выхлопные газы наших "безкатализаторных" автомобилей вполне отвечают российским нормам ТО. Задумываться о будущих поколениях нашему народу не свойственно. А если взять во внимание общий возраст автомобильного парка нашего государства, то можно представить, какой вред мы приносим не только окружающей среде, но и самим себе.
Автотранспорт европейских стран с подобной проблемой не сталкивается хотя бы по одной простой причине - качество топлива значительно выше, а значит, и срок службы катализатора увеличивается. Катализатор создан так, что его срок эксплуатации соответствует сроку эксплуатации машины. В Европейских государствах такой срок колеблется в пределах семи лет. Печально, конечно, но факт - автотранспорт нашего государства значительно старше, во всяком случае, его добрая половина состоит из автомобилей, которые старше 9 лет.
Качество топлива является определяющим фактором в сокращении ресурса работы автомобильного катализатора.
С этой проблемой сталкиваются все автовладельцы, особенно, машин от европейских производителей. И, тем не менее, очень небольшое количество владельцев машин обращаются в авто-сервисы. Чаще всего подобная ситуация возникает у автомобилей с длительным сроком эксплуатации, поскольку уже есть проблемы с работой двигателя. Это является одной из причин, почему катализатор выходит из строя. Вторая причина - это, как правило, неполадки в топливной системе. В этих случаях неизбежно повышается содержание вредных веществ в выхлопных газах и, как следствие, испорченный катализатор.
Железосодержащие присадки, которые используются в изготовлении топлива не совсем честными производителями для повышения октанового числа бензина, являются достаточно опасным содержимым для катализаторов. При повышенном содержании этих присадок частички железа имеют свойство оседать на активной поверхности катализатора, что не способствует его сохранности, поскольку химические реакции с углеводом и азотом ухудшаются.
Есть ещё один фактор, который укорачивает ресурс работы автомобильного катализатора. На автомобилях, находящихся в длительной эксплуатации, частенько подгорает масло, поскольку происходит износ или закоксовка масло-съёмных колец. Смоло-содержащие продукты горения могут погубить катализаторы. Смола, нагреваясь до высоких температур, буквально припекается к поверхности катализатора, образуя, таким образом, подобие лака.
В среднем ресурс автомобильного катализатора колеблется в районе 200 тыс. км. пробега автомобиля. Но Более точные данные должны быть указаны для конкретной модели катализаторов.
Существуют два правила, которые смогут помочь продлить ресурс работы автомобильного катализатора.
- Надо всегда следить за состоянием всей топливной системы, системой зажигания, проверять и менять свечи зажигания, следить за исправностью топливного фильтра. Вовремя очищать топливовоздушный тракт. Если повысился расход топлива или расход масла на угар, надо срочно обращаться к специалистам СТО. Следует учесть и состояние дорог, по которым вы ездите. Старайтесь не попадать в ямы, объезжайте лужи и другие препятствия. От тряски может треснуть и повредиться керамика катализатора.
- Основная масса наших автовладельцев старается сэкономить на топливе, покупая бензин не совсем хорошего качества, а порой, и вовсе не зная, что они покупают и у кого. Эта традиция привилась ещё со времён социализма и, чтобы её изжить, видимо, должно смениться не одно поколение автовладельцев. Особенно это касается владельцев машин с двигателем на дизельном топливе. Вы действительно думаете, что та солярка, которую продают для автобусов и грузовиков, хорошего качества? Даже запах выхлопных газов у автомобиля, заправленного подобной соляркой, совсем другой. Подумайте о том, что если такой несовершенный человеческий орган, как нос, может различить качество дизтоплива по запаху, то каково вашему автомобилю?
На топливе не стоит экономить. Выбирая между бензином марки АИ – 92 и АИ – 95, отдайте предпочтение первому, поскольку в его состав входит меньше присадок, что лучше влияет на работу свечей зажигания и датчиков.