Не секрет, что рулевой механизм автомобиля является одним из самых важных и основополагающих узлов автомобиля. Неисправности рулевого управления могут привести и приводят к трагическим последствиям. В связи с этим состояние узлов рулевого механизма должно быть под постоянным контролем.
И лучше всего, когда проверка технического состояния рулевого механизма автомобиля, осуществляется специалистами, которые гарантируют результаты своей работы.
Из основных положений о допуске транспортных средств к движению мы знаем, что эксплуатация автомобиля разрешена, в том случае если люфт рулевого колеса не превышает: у легкового автомобиля - 10%, у автобуса - 20%, у грузовика - 25%.
При проверке технического состояния рулевого механизма автомобиля, прежде всего, контролируют по сумме величины люфта и усилию рулевого колеса при повороте. Специалисты знают, что в рулевом колесе величина люфта суммируется из размера люфта элементов и рычагов рулевого управления (в соединениях шкворневых тяг, шарнирных тяг, в подшипниках ступиц передних колес).
Проверка технического состояния механизма автомобиля, любой его части, в общем порядке производится в момент планового технического обслуживания.
Минимум раз в год нужно проверять состояние шарниров, защитных колпачков и наконечников рулевых тяг. Также следует проверить все защитные чехлы рулевого механизма. Если защита не герметична и под чехлы и колпачки проникают пыль, грязь и вода, то шаровые шарниры тяг довольно быстро износятся и выйдут из строя. Отсюда элементарный вывод если содержать защитные колпачки и чехлы в надлежащем состоянии и чистоте внутри шарниров, то срок их службы будет максимально возможно долгим.
Вышеуказанные неисправности в отношении колпачка или чехла можно обнаружить, по утечке смазки, из шарового шарнира, заглянув вниз под автомобиль за колесо. Очистив колпачок и чехол от грязи внимательно осматриваем его. И конечно если, мы обнаружим, что он поврежден, замаслен, на нем имеются трещины, разрывы, отслоение резины от окантовки, то его незамедлительно следует заменить новым. Также не забываем, что в новый шаровой шарнир нужно заложить новую смазку.
Если у Вас есть основания полагать или сильно сомневаться что техническое состояние рулевого механизма автомобиля находится на должном уровне, то необходимо провести проверку всех элементов рулевого управления. Это осуществляются непосредственно путем испытания под нагрузкой и осмотра, следующим способом. Автомобиль устанавливают на смотровую яму или подъемник и проверяют путем перемещения рулевого колеса в осевом и вертикально-горизонтальном направлениях. Например, рулевое колесо двигают от себя к оси рулевой колонки, а затем тянут его на себя. Далее по вертикали качают плоскость рулевого колеса вверх-вниз и слева направо, а затем то же самое по горизонтали. Следующее действие, это внимательное прослушивание наличия стука, при резком вращении рулевого колеса по ходу и против хода часовой стрелки. Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, также визуально и на слух проверьте: нет ли помех и заеданий, препятствующих повороту рулевого колеса, надежно ли закреплен рулевой механизм и рулевое колесо на рулевом валу, нет ли зазора в резинометаллических шарнирах рулевых тяг, надежно ли затянуты и застопорены болты крепления тяг к рейке и гайки пальцев шаровых шарниров.
Свободное перемещение по оси, качание рулевого колеса в плоскости, стук в узлах рулевой колонки и рулевого колеса запрещено.
Для проверки крепления и люфтов рулевого механизма автомобиля необходимо открыть капот. Затем один человек спускается в смотровую яму, а второй поворачивает рулевое колесо от нейтрального положения на 30-65% от нейтрального положения.
Эти действия дают возможность определить крепления рычагов поворотных цапф, шарнирных соединений и картера рулевого механизма. Если неисправности обнаружены, то по порядку определяют размер люфта рулевого колеса, а потом люфт всех шарнирных соединений.
По окончании всех мероприятий по поиску и устранению неисправностей рулевого механизма нужно проверить развал-схождение колес и в путь.