» » Необходимость тыловых динамиков авто-звука

Необходимость тыловых динамиков авто-звука

Необходимость тыловых динамиков авто-звукаРаньше наличие тыловой акустической системы в автомобиле, которая к тому же состояла из больших коаксиальных динамиков, свидетельствовало о серьезных требованиях владельца к авто-звуку. И вот, спустя всего лишь 10 лет, на прилавках магазинов такое количество моделей, что выбор акустической системы для автомобиля поставит в тупик любого. Причем, отдельный канал сабвуфера значительно лучше, а главное, проще, справляется с добавлением уровня басов в общую картину звучания, для чего ранее использовались тыловые динамики. В данной публикации попробуем разобраться, есть ли сегодня необходимость тыловых динамиков авто-звука, или это уже пережиток прошлого.

 

Поменялись приоритеты и, вследствие этого, изменился сам принцип тылового звука. Следует отметить, что любой, из ездивших на заднем сидении автомобиля в качестве пассажира, может аргументировать неприемлемость установки  тыловых динамиков без фронтальных. Водитель, так как ему действительно плохо слышно, добавляет громкость, а у пассажиров на заднем сидении «лопаются» перепонки в ушах. Вследствие этих причин, в нашем дальнейшем обсуждении, наличие акустических систем с фронтальным расположением динамиков, мы будем подразумевать, как обязательное.

 

В принципе, практика подтверждает, что наличие тыловых динамиков авто-звука становится совершенно не обязательным при установке фронтальных акустических систем высокого качества. В пример можно привести отсутствие тыловых каналов в большинстве автомобилей, которые одержали победу на авто-звуковых соревнованиях по качеству звучания. В аудиосистемах такого типа за расширение акустического спектра в области низких частот несет ответственность сабвуфер. И если правильно согласовать его работу с фронтальными динамиками, на выходе мы получим звучание, отлично сбалансированное и  имеющее полный диапазон частот с четкой звуковой сценой фронтального расположения. В переводе на человеческий язык, целесообразнее ту сумму, которую вы планировали потратить на динамики тылового типа, вложить в высококачественную систему с фронтальными компонентами. Имеется в виду обычная музыкальная система для водителя, или же для водителя и пассажира. Без тыловых акустических систем можно вполне обойтись, если (временно или в принципе) не предусмотрено использование сабвуфера, используя для этого достаточно басовитые фронтальные системы. Тем не менее, присутствует ряд ситуаций, в которых необходимо наличие тыловых динамиков авто-звука.

 

Все-таки, не нужно считать тыловые акустические системы пережитком прошлого.

  • Во-первых, эти системы все еще имеют много поклонников.
  • Во-вторых, они отлично дополняют звуковую сцену при грамотном их включении. 
  • В-третьих, бывают ситуации, когда они просто необходимы.

Предлагаем подробнее рассмотреть некоторые варианты использования динамиков тылового типа, которые в нынешнее время выделяют установщики.

  • Окружение звуком

Эта установка предусматривает одновременное звучание и тыловых, и фронтальных акустических систем. Такой тип озвучивания салона автомобиля предпочитают те, кого привлекает простота процесса установки динамиков в заднюю полку, или же консервативные люди, которых сдерживает привычка. Поэтому, с каждым годом такой тип озвучивания салона автомобиля встречается все реже. Как правило, качество звучания в системах этого типа оставляет желать лучшего, следовательно, применяются достаточно недорогие коаксиальные колонки крупных размеров, которые подключаются к усилителю в головном устройстве. Суть данного варианта озвучивания в том, что акустические системы устанавливаются как в передние дверки, так и в заднюю полку. Большое значение имеет высота чувствительности используемых динамиков, так как при низкой чувствительности необходим будет внешний усилитель для получения качественного звукового сигнала.

  • Звуковые панели

Принцип этого варианта – как можно больше динамиков для получения такого же, как на танцплощадке, мощного звучания, поэтому, чаще всего, его предпочитают поклонники клубной музыки. В этом случае очень тщательно контролируют процесс построения тыловых каналов, так же, как и формирование фронтального звука. Двухполосные или трех-полосные компонентные акустические системы развивают довольно высокое звуковое давление, благодаря этому их применяют в качестве тыловых динамиков авто-звука. Размещаются они на жесткой панели (вместо задней полки), специально для этого подготовленной, работают динамики при этом в широкополосном режиме на всю ширину багажника. Чтобы раскачать такую акустическую систему применяют основательный внешний усилитель, причем басовое воспроизведение по мощности не уступает сабвуферному. В результате, имеем практически танцплощадку на колесах.

  • Озвучивание задних пассажирских мест

Рассмотрим заботу о пассажирах на заднем сидении следующим вариантом применения тыловых динамиков авто-звука. Специфика этих систем такова, что по аналогии с фронтальными системами, динамики предпочтительнее устанавливать в двери, а не в заднюю полку. Это создаст переднюю звуковую картину в салоне, как и при фронтальной системе. Если при этом грамотно согласовать уровни, такая работа тыловых каналов не окажет практического влияния на строение фронтальной сцены звука. Динамики в таких системах используются как коаксиальные, так и компонентные. Зависит это от требований к качеству звучания, и от размера кошелька авто-владельца.

 

В форматах многоканального звучания Dolby Digital и DTS, тыловой авто-звук - необходимая, не подлежащая обсуждению, часть концепции построения. Практика показывает, что руководствоваться при сборке многоканальных систем следует теми же аспектами, что и в технике домашнего использования. При построении тылового канала используются электродинамические громкоговорители, имеющие максимально широкий диапазон частот (от 20 до 20000 Гц). Желательно выбрать наиболее высокое место для установки тыловых динамиков авто-звука – как пример, во внедорожниках их можно установить вверху задних арок. Предпочтительнее выбирать высококачественные коаксиальные динамики, но иногда используются и компонентные, на это оказывают влияние конструктивные особенности автомобиля. Желательно выдержать минимальное разнесение относительно друг друга, ВЧ и НЧ/СЧ - компонентов.

  • Первое правило установки и фронтальных, и тыловых динамиков авто-звука - это максимальная жесткость сборочной поверхности. Достичь этого можно при помощи усиления штатной задней полки более прочными и жесткими материалами, такими как толстая фанера или МДФ. Сделать это проще всего в автомобилях, имеющих кузов типа седан, в автомобилях с типом кузова хэтчбек – немного сложнее.
  • Второе правило – избегать звукового замыкания. Закрытие всех технологических щелей между полостью багажника и салона.
  • И последнее, третье правило – не создавайте, так называемых, «акустических ям». Это значит, что если вы прикрутили динамик к металлической основе задней полки, то выше его основания нельзя ставить декоративную накладку, так как большая часть акустического давления будет гаситься в получившейся полости, а сам характер звучания будет довольно неприятным на слух.

Лучше всего тыловые динамики авто-звука подключать через отдельный внешний усилитель, хоть и имеющий мощность меньше, чем  спроектированный для фронтальных систем. Или же, как компромисс, можно подключить их к усилителю, встроенному в головное устройство, в то время как фронтальную АС подключаем к внешнему усилителю. Но в таком случае будьте готовы к проблемам согласования уровней. Направленность динамиков, которые работают на отражение, учитывать не обязательно.  Причем, желательно ограничивать воспроизведение высокочастотных колебаний фильтром, имеющим частоту среза 4-5 кГц.

7-02-2011, 12:48 | Ирина Гудкова
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: