С появлением на дорогах автомобилей остро встал вопрос о безопасности, как пешеходов, так и тех, кто ими управляет. Для решения этого вопроса производители автомобиля постоянно улучшают его безопасность. Поэтому существуют две системы – пассивная безопасность и активная. В данной статье рассматривается активная безопасность автомобиля и её основные характеристики.
Активной безопасностью автомобиля является комплекс его параметров, снижающий вероятность возникновения аварий. Уровень активной безопасности автомобиля предопределяется множеством характеристик. Основные из них перечислены ниже.
Требования к безотказности.
Для того чтобы различные системы, агрегаты и узлы авто во время движения работали безотказно, стабильно вносятся изменения в их конструкцию.
К следующей основной характеристике активной безопасности автомобиля относится его компоновка, которая делится на три вида.
Переднемоторная. Компоновка, при которой двигатель устанавливается в переднюю часть автомобиля (капот). Это наиболее распространенная компоновка, у которой существует два варианта - заднеприводной и переднеприводной.
- Рассмотрим переднеприводной вариант.
Автомобили с передним приводом сохраняют большую устойчивость за счёт достаточного веса на ведущие колёса, совершая движение по мокрой дороге или на большой скорости. И, тем не менее, при полной нагрузке (в тех же условиях) разгон становится хуже. Поскольку переднеприводной автомобиль не имеет коленчатого вала, он менее шумен. Во время торможения происходит перераспределение веса автомобиля таким образом, что основную нагрузку несет передняя ось, что приводит к преждевременному износу шин передних колёс. При переднем приводе возникает необходимость в установке более сложных узлов, а объединение двигателя и привода приводит к затруднённому доступу к некоторым деталям.
- Центральное расположение двигателя.
В этом случае двигатель располагается между двумя осями, что даёт возможность увеличения размера салона и равномерного распределения веса по обеим осям.
Заднемоторная. Характеризуется расположением двигателя в задней части автомобиля. Мало используемая конструкция, поскольку малоустойчива и плохо управляемая, но с хорошей проходимостью.
Тормозные свойства.
Избежать аварийной ситуации помогает торможение. Чтобы торможение было успешным и колёса не блокировались, т.е. была равномерная весовая нагрузка на все колёса, устанавливаются более результативные тормозные диски. Это способствует предотвращению заносов во время торможения. Автомобили, выпускаемые последние годы, укомплектованы антиблокировочной системой (АБС), что препятствует скольжению колес по дороге. Поскольку условия движения по зимней и летней дороге разные, то возникает необходимость в смене шин автомобиля в зависимости от сезона.
Тяговые свойства.
По тяговым свойствам автомобиля судят о возможности автомобиля быстро развивать скорость движения. Когда сила тяги, распределяемая на колёса, меньше силы сцепления с дорогой, можно говорить о том, что автомобиль не будет буксовать, а способствует уменьшению пробуксовки автомобиля система ПБС.
Устойчивость автомобиля.
Устойчивость автомобиля определяется, как его возможность двигаться по определенному, заданному водителем, пути на большой скорости, независимо от тех сил, которые способствуют заносам и опрокидыванию.
Существует несколько видов данной характеристики активной безопасности автомобиля.
- Поперечная устойчивость при совершении автомобилем движения по прямой линии (курсовая устойчивость).
Если автомобиль, например, при сильном боковом направлении ветра начинает менять направление движения, в первую очередь следует задуматься именно об этой функции безопасности. Возможны и другие причины этого процесса, такие как большой люфт в рулевом управлении, различные размеры у тормозных и тяговых сил на колёса с правой и с левой стороны машины. Также, возможно, во время установки колёс был неверно задан их угол.
- Поперечная устойчивость при движении автомобиля по кривой линии.
Нарушения в этой области ведут к заносу автомобиля или к его опрокидыванию, что обоснованно неизбежным действием центробежной силы, в особенности это вероятно при наличии тяжелого груза, который перевозит автомобиль.
- Продольная устойчивость машины.
Её плохое состояние сказывается в том случае, когда автомобиль пытается преодолеть участок дороги, покрытый снегом или льдом, начинает буксовать и сползать назад, вместо движения вперёд.
Управляемость автомобиля.
Управляемость авто - это характеристика способности автомобиля двигаться в том направлении, в котором хочет водитель. Одним из показателей является способность автомобиля менять направление движения, когда руль неподвижен.
- Поворачиваемость автомобиля делится на несколько видов:
Избыточный – маленький радиус поворота.
Недостаточный – большой радиус поворота.
Нейтральный – радиус поворота автомобиля не меняется.
- Шинная поворачиваемость.
Она показывает способность шины двигаться под углом в том направлении, которое ей было задано в случае возникновения бокового увода. Когда на автомобиле установлены не оригинальные шины, то при большой скорости вполне может случиться так, что автомобиль поведёт себя непредсказуемо.
- Креновая поворачиваемость.
Креновая поворачиваемость отвечает за то, как изменится положение колёс по отношению к дороге и самому автомобилю в момент крена (наклона) автомобиля. Это зависит от вида подвески, в том случае если подвеска двух-рычажная, то при крене автомобиля колеса наклоняются в ту же сторону, и увод увеличивается.
Информативность
С помощью этой, одной из основных, характеристики активной безопасности автомобиля, водитель и пассажиры, находящиеся в салоне, во время движения обладают достаточной информацией обо всём, что происходит на дороге, как с самим автомобилем, так и с другими транспортными средствами, которые совершают движение.
Информативность делится на три вида.
Внутренняя информативность служит для того, чтобы водитель имел достаточно информации для управления машиной. Её хорошее состояние можно охарактеризовать по таким показателям, как:
обзорность - она помогает водителю видеть все, что происходит на дороге. Понятно, что для того, чтобы эта информация был доступна водителю, необходимо, чтобы ряд систем автомобиля работал безупречно. Сомнительно, что водитель увидит, что происходит на дороге, если у автомобиля не будут работать стеклоочистители или омыватели. Неисправная система обогрева и обдува стекол может лишить водителя хорошего обзора дороги, впрочем, как и отсутствие зеркал заднего вида.
Удачные манипуляции водителя зависят и от таких характеристик, как расположение кнопок на панели управления, рычага переключения передач скорости, и т.д. Именно эти, казалось бы, на первый взгляд мелочи, при правильном функционировании не отвлекают водителя от контроля событий, происходящих на дороге.
От состояния внешней информативности зависит качество той информации, которую автомобиль дает другим машинам, движущимся по дороге. Наружная информативность включает такие показатели, как звуковой сигнал, размер и форма кузова автомобиля, световая сигнализация с помощью поворотников и т.д. Большое значение имеет цвет автомобиля. Как показывает статистика, автомобили чёрного, синего, зелёного и серого цвета - наиболее частые участники дорожно-транспортных происшествий. Объясняется это тем, что при условии плохой видимости, ночью или во время сильного дождя, их плохо видно на дороге. Важна и исправность световой системы, потому что если автомобиль не может подать сигнал, например, поворота, то как может узнать водитель другого автомобиля о тех действиях, которые он намерен произвести.
Дополнительная информативность. В дополнительную информативность входят некоторые системы и световые сигналы. Они необходимы для подачи автомобилем сигналов, предназначенных для других участников движения во время затруднённой видимости на дороге. Например, возможность включения противотуманных фар во время тумана.
Комфортабельность.
Наличие следующей основной характеристики активной безопасности автомобиля, достаточно ли комфортный автомобиль, можно определить по времени, которое длится до момента возникновения усталости водителя от управления автомобилем. Есть ряд мер, которые продлевают это время, например, круиз – контроль, установленный в машине. На современных автомобилях установлены адаптивные системы круиз – контроль, которые позволяют с помощью автоматики ехать на автомобиле с определённой скоростью.
Пассивная безопасность автомобиля и ее основные характеристики.
В заключение, хочется немного сказать о пассивной безопасности авто. В раздел пассивной безопасности входит понятие о ряде мер по предотвращению или уменьшению вреда здоровью, который может возникнуть в случае ДТП.
- Пассивная внешняя безопасность.
Эта безопасность возможна, когда на внешней поверхности автомобиля отсутствуют выступающие ручки, острые углы.
- Пассивная внутренняя безопасность.
Чтобы повысить уровень внутренней безопасности авто, необходимо учитывать некоторые особенности, например, конструкцию кузова. От этого во многом зависит сила удара, которую может получить человек во время аварии, после того как машина будет деформирована.
Очень важны ремни безопасности, потому что если их не использовать, то даже при аварии на скорости 20 км/ч возможен смертельный исход. А при использовании ремней, шанс остаться в живых есть даже тогда, когда авария произошла на скорости 95 км/час.
В целях пассивной внутренней безопасности автомобиля служат и надувные подушки. Они находятся как перед водителем и соседним пассажиром, так и по бокам салона автомобиля. Отдельные модели авто имеют принудительное отключение для того, чтобы исключить ошибочное срабатывание айрбэгов. Существуют и сиденья с такими подголовниками, которые обеспечивают небольшое свободное расстояние между головой и подголовником, тем самым смягчая травму головы, если по автомобилю нанесён удар сзади. Передний бампер уменьшает силу удара во время столкновения, как и округлые, мягкие детали интерьера салона.