Топливные фильтры обеспечивают очистку топлива от инородных примесей (ржавчина, пыль, вода, различные осадки и т.п.). В систему фильтрации топлива автомобиля входит от двух до четырёх степеней очистки. Начальные степени фильтрации обеспечивают грубую очистку топлива, их устанавливают либо в самом топливном баке, либо непосредственно после него. Их задача заключается в задерживании достаточно крупных частицы загрязнений, размером свыше 60 микрометров, их можно увидеть даже невооружённым глазом. Однако самую большую опасность представляют инородные частицы размером 15-50 микрометров. Как раз фильтры тонкой очистки и справляются с такими загрязнениями. В данной статье рассматривается классификация фильтров тонкой очистки.
Такие фильтры тонкой очистки бывают не разборные и разборные. Строение фильтра зависит от разновидности двигателя.
Классификация и описание фильтров тонкой очистки для двигателей, имеющих карбюратор.
Наиболее вредны для двигателя частицы размером от 20 до 40 микрометров. Фильтры, обеспечивающие тонкую очистку топлива для двигателей с карбюратором, как уже было сказано ранее, делятся на не разборные и разборные типы.
У разборных фильтров, в настоящее время утрачивающих популярность, есть сетчатый латунный или керамический фильтрующий элемент, который можно использовать многократно. Не разборные же фильтры можно использовать только один раз, они имеют полимерный, бумажный или тканный фильтрующий элемент.
Тонкость отсева таких фильтров должна быть не менее 15 микрометров, однако основная часть современных фильтров отсеивает и частицы меньшего размера. Достаточно, чтобы фильтр тонкой очистки, предназначенный для карбюраторного двигателя, в начале работы задерживал не менее 60% частиц загрязнения. Бумага, использующаяся в масляных фильтрах, используется и в бумажных. Однако отдельные недобросовестные производители применяют в топливных бумажных фильтрах бумагу, использующуюся для воздушных фильтров. Под действием бензина она портится, а фильтр такого типа служит, примерно, в два-три раза меньше обычного. Также эта бумага не в состоянии обеспечить нужный уровень очистки топлива.
Классификация и описание фильтров для двигателей, имеющих впрыск бензина.
Инжекторные двигатели имеют более высокие требования к степени очистки бензина - топливному фильтру для такого двигателя необходимо задерживать частицы от 10 до 15 микрометров.
Ещё одно свойство инжекторных двигателей - достаточно высокое давление системы питания. Ясно, что поставленный после электро-бензонасоса топливный фильтр должен выдерживать его с должным запасом. Именно из-за этого корпус фильтра для систем впрыска выполняется из алюминиевого сплава, стали и с использованием сварки (или особой завальцовки торцов фильтра), либо из достаточно прочной пластмассы. Габариты фильтрующего элемента зависят от объема двигателя. Фильтрующая же штора изготавливается из бумаги, уложенной «спиралью» или «звездой». Укладка в виде спирали позволяет размещать примерно в 1,6 - 1,8 раз больше фильтрующего материала, а также увеличить его ресурс. Также увеличивается и длительность контакта фильтрующего элемента с топливом, поэтому повышается степень очистки топлива. В таких фильтрах, имеющих спирально-складчатую укладку, используется крепированная бумага, потому что она задерживает больше механических примесей.
Есть водители, которые, прельстившись немалым объемом топливных фильтров впрыска и привлекательным корпусом из металла, пробуют устанавливать их на двигатели с карбюратором. Идея эта бессмысленная, потому что диафрагменный насос слаб для того, чтобы справиться с топливным фильтром, который рассчитан работать с электро-бензонасосом высокого давления. Вследствие этого, максимальное сопротивление фильтра слишком быстро достигается, и прерывается подача бензина.
Классификация и описание фильтров тонкой очистки, предназначенных для дизельных двигателей.
Дизельное топливо также очень требовательно к чистоте топлива. Частицы загрязнений, допустимые в карбюраторных двигателях, для дизелей не приемлемы вообще. Одна из причин этой чувствительности - это прецизионные элементы топливного оборудования.
Очистка дизельного топлива в двигателе осуществляется в несколько ступеней: сначала предварительная очистка в самом топливном баке, затем грубая в фильтрах для грубой очистки и, наконец, окончательная в фильтрах для тонкой очистки. Топливные фильтры для тонкой очистки могут иметь одноразовые элементы, либо заменяться вместе со всем корпусом, как масляные.
Фильтры для дизеля сильно отличаются от своих бензиновых «коллег». Первое отличие – «дизельные» должны быть крепким барьером, не допускающим попадание воды в рабочий объем двигателя, потому что ее процентная доля в дизеле, примерно, 0,2 %. Ещё одна особенность «дизельного» фильтра определена качествами дизельного топлива, меняющего свойства при изменении температуры. При низких температурах парафины кристаллизуются, поэтому могут блокировать фильтр и даже испортить топливную систему полностью. Чтобы бороться с таким явлением, в фильтрующие элементы устанавливают подогрев, к примеру, штору, изготовленную из бумаги, проводящей ток. В «заграничные» конструкции фильтров могут включаться системы водо-отделения, датчики присутствия воды, или краны для слива отстоя.
Расположение дизельных фильтров обычно такое:
- установка фильтра в виде сетки в топливном баке;
- установка фильтра для сбора отстоя на линии всасывания;
- установка фильтра грубой очистки и затем фильтра для тонкой очистки на линии с низким давлением.
Когда же нужно менять топливный фильтр тонкой очистки?
За границей, если он имеет спирально-складчатую штору, заменять фильтр тонкой очистки нужно через 70000 км. В наших условиях, с учетом повышенного загрязнения топлива, рекомендуются такие схемы: фильтр спирально-складчатой укладки нужно менять через 40000 км, а фильтр со шторой в виде «звезды» - через 24000 км.