Замена жидкости в автоматической коробке передач должна проводиться через каждые 60 тысяч километров пробега. В данной статье поговорим о том, как это делается и для чего необходимо регулярная замена жидкости в коробке – автомат и проверка ее уровня.
Сразу отметим, что в трансмиссию заливают не масло, а специальный препарат, предназначенный именно для автоматической трансмиссии. На упаковке этой жидкости обязательно указана аббревиатура на английском языке - ATF (automatic transmission fluid). Если данная запись отсутствует, то такую жидкость покупать не стоит.
Для начала разберёмся, в чём же отличие между маслом и жидкостью для автоматической коробки передач. Разница очень большая. Масло предназначено для смазки трущихся деталей и механизмов. Жидкость, заливаемая в трансмиссию автомобиля, выполняет множество и других функций, которые масло выполнить не в состоянии. Также немаловажным является тот факт, что жидкость для автоматических трансмиссий работает при очень сложных условиях, в которых масло работать не способно.
В первую очередь, это работа механизмов коробки передач и других устройств при тепловых нагрузках. В момент переключения скорости поверхность фрикционов нагревается, и температура может достигать 3000-4000С. Гидротрансформатор при этом нагревается. При движении автомобиля в режиме полной мощности нагрев гидротрансформатора достигает температуры в 1500С.
Жидкость для автоматических трансмиссий способствует отведению тепла от коробки передач и выбросу этого тепла в атмосферу.
Для того чтобы при высоких температурах жидкость не окислялась и не превращалась в пену, а также для обеспечения смазки шестерённых механизмов и прочих трущихся деталей в таких условиях, в состав жидкости добавляют необходимое количество присадок. Использование «обогащённой» жидкости для трансмиссии предотвращает преждевременный износ множества деталей и исключает образование задиров. Эти свойства проявляются в широком температурном диапазоне: от -400С до +1500С.
ATF имеет свой недолгий ресурс. При эксплуатации автомобиля часть жидкости, даже, несмотря на герметичность трансмиссии, испаряется через систему вентиляции автоматической коробки передач, конструкция которой оснащена клапаном - «сапуном». При проведении технического обслуживания, необходимо доливать жидкость до установленного уровня. При замене жидкости в автоматической коробке передач также необходимо заменить элемент фильтрации, прикреплённый одним болтом к панели управления.
При наличии в коробке переключения передач трубки для контроля уровня жидкости, оснащённой щупом, процедуру замены жидкости осуществить не сложно. Но большинство автомобилей европейских производителей не имеют щупа. Это связано с попыткой изготовителей оградить авто-владельцев от самостоятельной замены жидкости в автоматической коробке передач. При отсутствии такой детали заменить жидкость возможно только на СТО.
Второй причиной замены жидкости в автоматической коробке передач является потеря физико-химических свойств данного препарата. Это приводит к невозможности выполнения жидкостью необходимых функций, которые очень важны при эксплуатации автомобиля. Испарение лёгких фракций приводит к увеличению вязкости вещества, что не допустимо. Необходимые присадки при длительной эксплуатации так же срабатываются.
Стоит отметить, что в период всего срока эксплуатации жидкость для трансмиссии должна оставаться чистой. Допустимо лишь незначительное потемнение цвета вещества.
Если обнаруживается, что жидкость приобрела чёрный цвет и источает неприятный запах гари, то одной лишь заменой жидкости в автоматической коробке передач вам не обойтись. Такие признаки говорят о необходимости серьёзного ремонта коробки переключения передач.
Если автомобиль эксплуатируется в нормальном режиме, то замену ATF необходимо проводить через 50-70 километров пробега. Если же автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях, или управление происходит в интенсивном скоростном режиме, то замена жидкости в автоматической коробке передач осуществляется через 30-40 километров. Регулярность замены препарата при исправной работе коробки передач зависит от величины пробега, а не от цвета жидкости. Появление отложений на внутренней поверхности поддона является причиной неисправности коробки передач, или свидетельствует о значительном износе важных её деталей. В этом случае неизбежен серьёзный ремонт.
Для каждой марки автомобиля рекомендуется определённый вид жидкости для трансмиссии. Рекомендации по применению указываются в инструкции по ремонту и обслуживанию конкретного автомобиля. Если в вашем случае данная информация не доступна, то важно знать следующее: обязательное наличие на упаковке приобретаемой жидкости аббревиатуры ATF. Чаще всего встречается марка Dexron (обычно с римскими цифрами I, II или III). Чем больше число, тем выше качество препарата и современнее АКП, для которой его применяют.
Также разнообразны по внешнему виду и конструкции фильтры, установленные на коробках передач. Перед тем, как приступить к установке нового фильтра, необходимо установить все элементы, входящие в комплект (уплотнительные кольца и прокладки). Несоблюдение этих правил приведёт к выходу из строя автоматической коробки передач.
Стоит отметить, что стоимость одного литра синтетической жидкости для автоматической трансмиссии превосходит затраты на минеральную жидкость порядком в 2-3 раза. Если согласно инструкции вашего автомобиля, должна использоваться только синтетическая жидкость, то больших расходов вам не миновать.
При замене фильтра также необходимо тщательно удалить остатки старой прокладки и промыть поддон. После этого можно установить новую прокладку, которая входит в комплект элемента фильтрации. Теперь можно монтировать поддон. Болты крепления поддона необходимо затягивать в три приёма и крест-накрест.
Заливаем ATF, количество которого зависит от требований руководства по эксплуатации. Заливать жидкость можно посредством лейки через патрубок для замера уровня. Некоторые автомобили «заправляются» жидкостью через контрольную пробку в картере АКПП.
В коробки переключения передач различных типов заливается от 7 до 15 литров жидкости. Но это не означает, что вам нужно приобрести такое количество препарата. Процесс замены жидкости в автоматической коробке передач очень отличается от процесса замены моторного масла.
Чтобы заменить всю жидкость, необходимо произвести полную разборку коробки передач. В противном случае, вы сольёте только порядка 50% жидкости, такова уж конструкция коробки - автомат. Перед заменой жидкости необходимо тщательно изучить инструкцию к автомобилю, в которой указано, какое количество жидкости необходимо для замены. Обязательным условием является замена элемента фильтрации.
Слив жидкости проводится при прогретой коробке переключения передач. Для этого необходимо проехать на автомобиле несколько десятков километров. Не забывайте, что температура сливаемой жидкости может быть достаточно высокой. Поэтому необходимо принять меры предосторожности и воспользоваться сливной пробкой, которая установлена. У некоторых автомобилей можно произвести слив жидкости через резьбовую заглушку гидротрансформатора, а не только через поддон.
Не спешите промывать поддон после его снятия. Проверьте сначала, нет ли на поверхности посторонних отложений, которые говорят о механическом износе некоторых деталей коробки передач. Наличие небольшого количества металлической пыли на улавливающем магните вполне допустимо.
Предварительно замените уплотнительные кольца и прокладки, после чего можно устанавливать фильтр.
Залив необходимое количество жидкости, устанавливаем селектор режимов автоматической коробки передач в необходимое для проверки положение. Включаем двигатель и проверяем уровень жидкости.
После кратковременной поездки повторно измеряем уровень жидкости в автоматической коробке передач и осматриваем поддон на наличие течи. При необходимости доливаем жидкость.