Авто-владельцы, сталкиваясь с проблемами ремонта своего транспорта, поневоле становятся экспертами в различных областях «науки и техники». Ведь нужно иметь хотя бы поверхностное представление о тех неисправностях, от которых не застрахован ни один автомобиль, и о способах их устранения, прежде чем доверить свой автомобиль тому или иному специалисту. Да и чтобы выбрать мастера, также нужно владеть какой-то, хотя бы и минимальной информацией, которая послужит критерием для этого выбора.
Одна из самых востребованных операций по ремонту автомобилей – это сварка. Она нужна во многих случаях, но в основном применяется для кузовного ремонта, для восстановления его целостности. Ведь в результате воздействия на металл агрессивной окружающей среды он подвергается коррозийным процессам, а кроме того, любой автомобиль может получить механические повреждения, в частности, в результате аварии. Ниже мы рассмотрим, какие же бывают способы сварки и краткое их описание, а также плюсы и минусы каждого метода.
- Краткое описание ацетилено-кислородной газовой сварки.
Это один из самых известных и старых способов соединения металлических деталей. Аппарат для ее проведения имеет довольно простое строение. Ацетилен, смешанный с кислородом, при горении выделяет тепло, которое способно нагреть металл до 3000 градусов. Главное отличие этого способа сварки от других заключается в том, что с его помощью происходит медленный нагрев металла, что является одновременно и преимуществом, и недостатком этого метода.
Газовую сварку целесообразно применять именно для тех работ, которые требуют постепенного нагрева металла. Благодаря простоте в использовании, несложному оборудованию, этот способ сварки остается все еще востребованным для некоторых видов ремонтных работ.
Специалиста-газосварщика, который выполнит работу с приемлемым качеством за разумные деньги, найти не так уж сложно. Но у этого вида сварочных работ есть весьма значительные минусы. Так как при этом виде сварки детали подвергаются долгому тепловому воздействию, то это приводит к их значительной деформации, ухудшению механических свойств металла. Кроме того, под воздействие газовой горелки попадает довольно большая область металла, а не только свариваемые поверхности. Все это приводит к тому, что ацетилено-кислородная газовая сварка все реже применяется при ремонте автомобилей, уступая место более технологичным и производительным способам сварки.
- Краткое описание дуговой сварки.
Это вид сварки, при котором используется нагрев металла с помощью электрической дуги, температура которой способна расплавить все существующие металлы. При ручной дуговой сварке покрытыми металлическими электродами дуга возникает между электродом и свариваемой деталью. Она расплавляет электродный стержень, и его капли попадают на разогретые оплавленные свариваемые поверхности. Затем в процессе кристаллизации основного металла и металла электродного стержня образуется сварной шов. При плавлении покрытия электродов выделяются газ и шлак, которые служат дополнительной защитой сварочного шва.
Простейший аппарат для дуговой сварки можно изготовить самим, нужен только мощный трансформатор, дающий на выходе ток большой силы. Один из выходов крепим к детали, которую необходимо сварить, а второй - к держателю с электродом. Но для выполнения сложных сварочных работ такой аппарат, конечно, не годится. Для выполнения качественных сварных швов необходимо стабильное горение дуги, а это возможно только при использовании сварочного тока постоянной величины.
Качество этого способа сварки зависит от многих составляющих. Это величина и полярность тока, напряжение на дуге, диаметр электрода, состав и толщина покрытия электрода, его положение при сварке. Кроме этого нужно тщательно подготовить свариваемую поверхность. Выбор оптимальных параметров для каждого конкретного случая может обеспечить только опытный и квалифицированный сварщик. Прежде чем доверить свой автомобиль сварщику, будет нелишним понаблюдать за его работой, а еще лучше, увидеть кузов, сваренный им уже несколько лет назад.
Хотя дуговая сварка гораздо горячее газовой, она затрагивает только свариваемые поверхности, поэтому ее воздействие на металл намного бережнее. После качественной сварки этим способом кузов автомобиля прослужит еще многие годы.
- Краткое описание контактной сварки.
Данный способ представляет собой сварку металла путем его нагрева с помощью воздействия электрического тока очень большой силы (несколько тысяч ампер) под воздействием сжимающего давления.
Преимущества этого вида сварки заключаются в том, что она вызывает минимальную остаточную деформацию металла, и в то же время обладает высоким качеством и надежностью. К тому же, она проста в использовании, не требует высокой квалификации сварщика, аппараты для контактной сварки есть в свободной продаже.
Главным недостатком является необходимость двухстороннего доступа к месту сварки, что не всегда возможно. Еще один минус данной сварки – невозможность выполнить сплошной шов.
- Дуговая сварка под газом, или полуавтоматическая сварка. Краткое описание.
Этот способ является на сегодняшний день самым распространенным методом, применяемым для ремонтных кузовных работ. Такой способ сварки в нашей стране известен также под названием «Кемпи», по названию фирмы, устройство которой первым попало на территорию СССР. Она более экономичная, для нее не требуется очень высокой квалификации сварщика, и самое главное, с ее помощью получают сварные швы очень высокого качества.
При этом способе через сопло в зону дуги непрерывно поступает защитный газ (в данном случае углекислый), который вытесняет воздух из зоны сварки, и не дает металлу вступать в химическую реакцию с кислородом и азотом. Вместо электрода используется сварочная проволока, которая подается с катушки роликовым механизмом. Под действием дуги она начинает плавиться, также оплавляется и основной металл. Кристаллизуясь, расплавленный металл сварочной ванны образует сварочный шов.
- Аргон. Краткое описание.
Это та же дуговая сварка в среде защитных газов, но на вход вместо активного углекислого газа подают инертный аргон. От свойств защитного газа зависят технологические свойства получаемой дуги, а, следовательно, и форма сварного шва. В частности, аргон позволяет получать устойчивую и постоянную дугу в течение всего времени сварки, что позволяет получать сварочные швы очень высокого качества. Этот газ достаточно дорогой, поэтому его нецелесообразно использовать для ремонта кузова, где отлично справится и «Кемпи». Обычно аргонную сварку применяют при работе с нержавеющей сталью, чугуном, алюминием, титаном и цветными металлами.
- Самовар.
Альтернатива всем вышеперечисленным способам сварки, но весьма и весьма сомнительная. Казалось бы, многие виды работ, и, в частности, сварку, можно сделать самим. Тем более что проблем с приобретением аппаратов для сварки и всех необходимых расходных материалов на сегодняшний день нет. Но если подсчитать все расходы, которые вы понесете, осваивая новую для вас профессию сварщика, то этот способ не покажется вам столь уж заманчивым с экономической точки зрения. И если моральное удовлетворение от преодоления новых высот для вас не самое главное, то доверить свой автомобиль специалисту будет более разумно.