На легковых авто, оснащенных гидравлическим тормозным приводом без АБС, применяется регулятор давления. Зачастую его считают загадочным узлом, лишенным функционала. Но это далеко не так — этот компонент тормозной системы обеспечивает более устойчивое торможение, даже на скользкой дороге при высокой скорости. В данной публикации рассмотрим регулятор давления в задних тормозах.
Механизмы торможения.
В процессе торможения составные части протекторов шин скользят в продольном направлении относительно покрытия. Чем больше проскальзывание, тем более колеса подвержены боковому воздействию, а при юзе от малейшего поперечного воздействия колеса смещаются в сторону.
Для сохранения устойчивости машины при торможении особо значима очередность юза.
Если блокировка задних колес происходит ранее передних, то даже незначительные боковые воздействия (поворот руля или порывы бокового ветра) могут инициировать нарастающий занос машины. Автомобиль, продолжая движение по инерции, передними колесами цепляется за дорожное покрытие, а задние, блокированные, скользят в сторону. В результате, автомобиль начинает вращаться вокруг образовавшейся передней «опоры».
Опережающая блокировка передних колес за счет образующейся «опоры» сзади стабилизирует автомобиль.
Крайне нежелательно, когда сразу блокируются все колеса, хотя эта ситуация более благоприятная, чем при первом варианте блокировки колес.
При всех возможных вариантах загрузки машины, тормозящей на любых поверхностях, первыми должны блокироваться передние колеса.
На практике, при торможении автомобиль “клюет” носом, разгружая задние колеса, и те начинают “брать на юз” раньше. Для исключения таких моментов на машинах без АБС применяется регулятор давления в задних тормозах.
Как работает регулятор давления задних тормозов.
Регулятор давления создает надлежащий баланс между давлениями рабочей жидкости в задних и передних тормозах. Без регулировки значения их равны, а для каждого из возможных вариантов загрузки автомобиля должно быть определенное соотношение, которое, во избежание заноса, обеспечивало бы опережающее блокирование передних колес.
Момент включения регулятора давления определяет настройка его привода, а дальнейший баланс — собственная гидравлическая характеристика, параметры привода и разгрузка при торможении задней подвески.
Вход регулятора соединяется с главным цилиндром, а выход - с задними тормозными устройствами.
Работа регулятора управляется приводом, нагрузочная пружина которого (торсион или витая) сообщается с задним мостом (рычагом подвески, поперечной штангой, балкой). Вследствие этого давление жидкости в задних тормозных механизмах сзади определяется углом наклона вниз кузова тормозящей машины и ее фактической загрузкой — совокупной массой пассажиров и багажа.
Пространство корпуса регулятора давления разделяется на 2 полости уплотнениями поршня. При этом одна из них сообщается с главным цилиндром, а другая — с задними тормозными устройствами.
В момент срабатывания узла давление жидкости в полостях одинаково, но в одной происходит воздействие на меньшую по площади часть поршня, в другой же — на большую. Следовательно, поршень стремится начать движение, но этому противодействует внутренняя (центрирующая) пружина. Величиной сопротивления пружины и соотношением площадей определяется собственная характеристика регулятора.
Они подбираются так, что если на поршень не оказывает давление внешняя (нагрузочная) пружина привода, то он устанавливается в положении начала закрывания клапана.
При росте давления в главном цилиндре происходит преодоление усилия внутренней пружины, поршень смещается, в результате чего клапаном перекрывается поток жидкости, что препятствует росту ее давления в задних тормозных механизмах.
При функционировании регулятора в машине на поршень также воздействует внешняя пружина. При опускании кузова растет усилие данной пружины, происходит сдвиг поршня. При этом открывается клапан, увеличивая давление жидкости в задних тормозах до момента, когда он снова закроется.
Методы проверки работы регулятора давления в задних тормозах.
В руководствах по ремонту имеется пошаговая инструкция по проверке работы регулятора давления на неподвижном автомобиле. Но реальное торможение позволяет оценить работу устройства достовернее.
Данный процесс является дорожным испытанием, хотя и упрощенным. Для обеспечения безопасности проверки и максимальной корректности результатов необходимо соблюдать ряд условий.
Во-первых, следует выбирать участок дороги, имеющий следующие характеристики:
- широкий, прямой, ровный, не имеющий значительного поперечного/продольного уклона;
- свободный от непрерывного движения автомобилей и пешеходов;
- расположенный вдали от потенциальных опасностей, таких как деревья, столбы и пр.;
- покрытие должно быть однородным (например, плотный пласт влажного песка), позволяющим при торможении без труда блокировать колеса.
Во-вторых, к машине предъявляются следующие требования:
- фрикционные накладки тормозных колодок должны быть приработаны в ходе предшествующей эксплуатации;
- тормозные механизмы должны быть холодными, не перегретыми;
- шины должны иметь нормальное давление воздуха и равномерный износ, не превосходящий допустимый.
Рекомендуется проверять автомобиль с одним водителем - с наименьшей нагрузкой. Машину следует разогнать, а затем тормозить, заблокировав все колеса, отсоединив мотор от трансмиссии, для чего выжать педаль сцепления или включить нейтральную передачу.
Рационально сначала 1-2 раза тормозить со скорости в 25-30 км/ч, затем, при отсутствии признаков неисправностей (рывков, вибрации, ухода авто в сторону), приступить к основному этапу проверки — торможению со скорости в 50-55 км/ч.
Удобнее очередность юза контролировать с помощью помощника, который может следить за ходом испытаний с безопасного расстояния (на отдалении 6-10 м). Для наглядности рекомендуется мелом нанести радиальные полоски на поверхности шин. Если же проверку проводит один человек, то ему нужно изучить длину следов от блокированных колес, при сравнении которых задние должны быть более короткими. Если отпечатки перекрывают друг друга, следует уменьшить начальную скорость торможения или тормозить «мягче».
Рекомендации.
- В случае, когда блокировка задних колес происходит раньше передних, требуется регулировка привода регулятора давления — следует постепенно снижать нагрузку на поршень. Если после очередной проверки задние колеса не блокируются совсем или блокируются намного позже передних колес, то следует немного повысить усилие от привода.
- Признаком неработоспособности регулятора давления в задних тормозах является опережающий блок задних тормозных механизмов, даже в тех случаях, когда на поршень не воздействует нагрузка. Иными словами, когда зазор между регулировочным болтом и поршнем максимальный.
- В процессе прокачки задних тормозных механизмов с вывешенными колесами рекомендуется усилить нагрузку на хвостовик поршня узла, например, вставив между ним и рычагом внешней пружины отвертку.
- Запрещено демонтировать регулятор давления или заменять его, а также другие элементы привода на иные, не рекомендованные авто-производителями.
- Если после операции по замене передних тормозных колодок упала эффективность торможения и не нормализовалась после приработки накладок (пробега порядка 200 км), их следует заменить.
- После установки проставки, замены пружин подвески, регулятора давления, нагрузочной пружины, шин (в особенности, на одной оси), следует испытать и при необходимости провести повторное регулирование привода.