Главной задачей автомобильного масла является не допустимость сухого трения внутренних движущихся деталей мотора, а также при максимальной герметичности цилиндров обеспеченность минимальной силой трения. Понятно, что сделать субстанцию, обладающую необходимыми для этого свойствами, а также обладающую стабильными характеристиками при разных температурах невозможно притом, что диапазон температур работы масла в моторе довольно широк. Поэтому в данной статье мы хотели бы рассказать про моторные масла в автомобильном транспорте, пояснить какое масло лучше заливать в двигатель.
Стоит отметить, что та температура, которую множество автовладельцев наблюдают на приборной доске (ее принято называть температурой мотора) – это на самом деле температура охлаждающей жидкости, она в прогретом двигателе действительно стабильна и должна составлять примерно 90 градусов. Температура моторного масла при этом существенно разнится и может доходить вплоть до 160 градусов в зависимости от интенсивности и скорости движения.
В результате чего, для каждого отдельно взятого мотора производитель определяет оптимальные компромиссные параметры автомобильного масла. Именно данные параметры, как считает производитель двигателя, должны обеспечить максимальный КПД (коэффициент полезного действия) при «типичных» заданных условиях эксплуатации при самом малом износе деталей двигателя.
Наиболее важным параметром автомобильного масла считается его вязкость.
Понятным автолюбителю, простым языком, можно сказать так: вязкость масла – это его способность задерживаться на поверхности внутренних деталей двигателя и при этом сохранять свою текучесть. Вроде бы не сильно сложно! Однако вязкость масла сильно меняется в зависимости от температуры, которая как мы помним, величина переменная.
Исходя из этого, SAE (Американская ассоциация автомобильных инженеров) была разработана классификация автомобильного масла по вязкости, она призвана описывать вязкость того или иного автомобильного масла при разных температурах. Другими словами, эта классификация создает диапазон температур, работа мотора в котором является безопасной, в том случае если производитель мотора допустил данное автомобильное масло к использованию на этом двигателе.
Что значат цифры на этикетке моторных масел в автомобильном транспорте.
После уже понятной нам аббревиатуры SAE мы видим некоторые числа, разделенные буквой W и тире, к примеру, 5W-30 (всесезонное масло, которое, используют все автовладельцы). Не вдаваясь в сложную терминологию и физику, расшифровать данную надпись можно следующим образом:
5W – масло низкотемпературной вязкость, или другими словами что холодный запуск мотора возможен при температуре выше -35°С (другими словами, от цифры перед W нужно вычесть 40). Это та нижняя температурная грань авто мобильного масла, при которой масляный насос мотора может прокачать масло по всей системе, и не допустить при этом сухого трения деталей внутри двигателя. На работу уже прогретого мотора данный параметр никак не повлияет.
Если вычесть от этой же цифры 35 (что касается нашего случая, это цифра будет -30°С), то мы получим нижнюю температуру «проворачиваемости» мотора. Понятно, что с понижением температуры автомобильное масло становится все гуще и стартеру все сложнее и сложнее становится провернуть двигатель при холодном ходу. Однако это средние данные, реальная картина сильно зависит от самого мотора, в результате чего при выборе вязкости очень важно не отступать от рекомендаций производителя автомобиля который у вас находится.
Все, первая цифра до W ровным счетом больше ничего не означает, и на работу уже горячего мотора никак не влияет. Поэтому если вы живете в регионе, где температурный режим зимой редко бывает ниже чем -20°С – по этому параметру вам подойдет любое из продающихся в магазинах масло. Следующий вопрос, в каком состоянии находятся ваши аккумулятор и стартер, если они уже немного подустали, им естественно будет легче завести мотор при -25°С на моторном масле 0W-30, чем при 15W-40.
Второе число в обозначении гораздо интереснее – называют его еще высокотемпературная вязкость (на нашем примере - это 30). На понятный автолюбителю язык, его нельзя перевести так просто как первое, так как это совокупный показатель, который указывает на максимальную и минимальную вязкость масла при рабочих температурах 90-140°С. Чем это число больше, тем вязкость моторного масла выше, естественно при высоких температурах. Как это отразиться касаемо вашего мотора, хорошо или плохо знает только производитель вашего автомобиля.
Какой вязкостью должно обладать масло, чтобы двигателю было комфортно работать?
Как все думают - чем выше вязкость при высоких температурах – тем лучше для мотора. На самом деле, масла с высоким показателем вязкости при высоких температурах рекомендуют для спортивных машин. Однако это вовсе не означает, что если вы зальете к себе в мотор спортивное масло, то машина начнет лучше ездить или, более того, станет спортивной. Зачастую бывает, как раз наоборот – таким образом, вы быстро «уложите» двигатель и потеряете мощность.
Уже в который раз повторимся – не следует ни в коем случае заливать в мотор то масло, вязкость которого не проходила тесты у производителя машины именно для вашего двигателя! Производитель автомобиля учел все возможные манеры езды на вашем моторе и порекомендовал именно те значения вязкости, которые для данного мотора являются самыми оптимальными.
Показательным можно назвать эксперимент, который был произведен Александром Шабановым и Михаилом Колодочкиным, и был описан в журнале «ЗА РУЛЕМ» в 2008 году. Они попробовали залить в мотор восьмерки масло с высокотемпературной вязкостью около 50 единиц, тем самым они доказали существенное снижение мощности, к тому же увеличился износ мотора по сравнению с моторным маслом предусмотренным производителем с верхней вязкостью не более чем 40 единиц.
И это вовсе не значит, что так себя не поведет иномарка. Поэтому, в двигатель лучше всего заливать именно то масло, которое предусмотрено производителем.
Некоторые рекомендации по подбору масел относительно вязкости:
- при пробеге машины более 70% от ресурса по плану (двигатель старый) надо летом применять масла классов SAE 20W-50 и 15W-40, зимой - SAE 10W-40 и5W-40, всесезонна - SAE 5W-50.
- пробег машины 25-75% от ресурса мотора (двигатель технически исправен) летом целесообразно применять масла классов SAE 15W-40, 10W-40, а зимой - SAE 10W-30 и 5W-30, всесезонна - SAE 5W-40;
- при пробеге машины менее 25% от ресурса двигателя (двигатель новый) надо применять масла классов SAE 10W-30 или 5W-30.