Для того чтобы обеспечить оптимальный температурный режим работы мотора, необходима система охлаждения двигателя легкового автомобиля. От ее работы напрямую зависит экономичность и надежность двигателя. Если он перегревается, то его мощность уменьшается, выгорает смазка, увеличивается расход топлива. Из-за этого быстро изнашиваются трущиеся поверхности деталей, задираются и выплавляются вкладыши подшипников, разрушаются шейки коленчатого вала, заклинивает поршень и другие неприятности.
Переохлаждение двигателя автомобиля также нежелательно, как и перегревание. Из-за него уменьшается мощность двигателя, потому что она уходит на борьбу с увеличившимся трением по причине загустевшей смазки: смывание пленки масла со стенок цилиндров; увеличивается износ деталей поршня и коррозия зеркала цилиндров из-за сернистых и серных соединений.
Радиатор, термостат.
Вентилятор и охлаждающее средство в совокупности представляют собой систему охлаждения двигателя легкового автомобиля. Туда же относятся водяной насос, рубашка охлаждения, водораспределительная труба, шланги, патрубки, предпускной подогреватель, расширительный бачок, сливные краники и отопитель салона.
Функцию охлаждающей жидкости хорошо исполняют вода и тосол. Порядок циркуляции жидкости зависит от ее температуры. При холодном состоянии двигателя легкового автомобиля она циркулирует в теплообменнике и блоке двигателя – этим жидкость ускоряет нагревание двигателя. Циркуляция тосола в блоке и головках цилиндра способствует омыванию стенок камеры сгорания и гильзы цилиндров.
Сначала охлаждающая жидкость отправляется к более горячим деталям. Ими обычно являются свечи зажигания, стенки камеры сгорания, цилиндры и выпускные клапаны. Их температура через стенки деталей двигателя передается жидкости, а потом в атмосферу. Для охлаждения потоком воздуха жидкость поступает в бачок радиатора, а после этого через шланг и патрубок переходит к водяному насосу.
Этот самый насос заставляет охлаждающую жидкость циркулировать. Сам он работает с помощью приводного ремня коленчатого вала. Охлаждающая жидкость проходит через радиатор и под воздействием потока воздуха понижает свою температуру. В этом ей также помогает вентилятор, работающий под управлением терморегулятора. Расширительный бачок служит запасным резервуаром для жидкости. В нем собирается расширяющаяся от поднятия температуры охлаждающая жидкость, а потом она отправляется назад в циркуляционную систему охлажденного двигателя.
Радиатор предназначен для того, чтобы понижать температуру охлаждающей жидкости. Этот процесс происходит в самой его сердцевине, которая, к слову, состоит из латунных, алюминиевых и медных трубок. Эта сердцевина соединяет бачки радиатора. Регулировкой потоком воздуха в радиаторе занимаются створки жалюзи.
Вентилятор служит для обдува двигателя легкового автомобиля. Он состоит из нескольких лопастей, которые изготовлены из особых сортов пластмассы и стали. В большинстве случаев вентилятор находится рядом с водяным насосом.
За работу вентилятора отвечает коленчатый вал, а количество масла в гидромуфте влияет на его частоту вращения.
Для циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя предназначен водяной насос, который находится спереди блока цилиндров. В него входят вал с крыльчаткой, самоуплотняющийся сальник и, собственно, силуминовый корпус.
Термостат регулирует температуру двигателя автомобиля, управляя охлаждающей жидкостью. Его наполнитель может быть как жидким, так и твердым. Термостат находится в полости патрубка.
Если двигатель охлажден, то клапан термостата закрыт, и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор. При обратной ситуации клапан открыт, и жидкость циркулирует по большому кругу.
Если на улице низкая температура, то в облегчении пуска двигателя легкового автомобиля вам поможет предпусковой подогреватель. В него входят котел с патрубком, топливный бачок, система электроискрового зажигания, электромагнитный запорный клапан, сливной кран, наливная воронка и пульт управления.
Его принцип работы состоит в постоянном соединении котла подогревателя с системой охлаждения двигателя легкового автомобиля. Через запорный клапан в камеру сгорания поступает топливо. Воздух для его сгорания появляется в этом отсеке благодаря вентилятору. Первое зажигание топлива происходит свечой накаливания, а последующее горение ищет поддержки у зажженного факела.
Первым делом нагревается воздух в котле, который потом через патрубок отправляется на поддон картера, подогревая моторное масло.
Наиболее популярная схема отопления встречается почти в каждом легковом автомобиле. Сначала радиатор нагревает воздух, который направляется в воздухораспределительный канал, потом к патрубкам, находящимся на лобовом стекле, у ног водителя и других подобных местах. Заслонка регулирует поступление в отопитель воздуха. У нее возможно три положения:
- направление воздуха из салона;
- из вентиляционного канала;
- из атмосферы.