Для того чтобы обнаружить скрытые дефекты транспортного средства, не разбирая его полностью, применяют специализированные приборы и оборудование для диагностики автомобиля. По отдельным значениям диагностических параметров устанавливается техническое состояние приборов, узлов и агрегатов автомобиля. Диагностика - это одна из важнейших составляющих технического осмотра автомобилей.
Оборудование, которое применяют для диагностики автомобилей, может быть:
- стационарное,
- передвижное,
- переносное.
К передвижному оборудованию относятся приборы, с помощью которых производят диагностику механизмов и систем двигателя автомобиля. К ним относятся такие приборы, как стенды балансировки колес на автомобиле, приборы для проверки фар, приборы определяющие состав отработанных газов и т.д.
Стационарное оборудование - это различные стенды для проверки ходовых качеств автомобиля, балансировки колес, углов установки колес, состояния подвески и тормозной системы и т.д.
Есть множество малогабаритных переносных приборов для диагностики автомобиля, которые проверяют работоспособность узлов, систем и агрегатов. К ним относятся такие приборы, как компрессоры, сканеры и многие другие.
В основном, в автосервисах применяют следующие приборы и оборудование для диагностики автомобилей, которые делают процесс определения неисправности легче и точнее.
- Омметр – служит для проверки электронной системы впрыска и сопротивления катушки зажигания.
- Вольтметр – используется для проверки состояния контактов прерывателя, электрической сети, регулятора напряжения и аккумулятора.
- Амперметр – с помощью этого прибора проверяют заряд аккумулятора, а также электронную систему зажигания.
- Для проверки охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобиля и плотности электролита в аккумуляторе используют ареометр.
- Для того чтобы произвести диагностику топливного насоса и отрегулировать обороты холостого хода применяют счетчик оборотов.
- Чтобы определить момент затяжки свечей зажигания и креплений используют динамометрический ключ.
- Зазор в подшипниках ступицы колеса, а также биение колеса проверяют при помощи часового оптиметра.
- Давление в различных системах автомобиля проверяют при помощи всевозможных манометров.
- Зазоры между контактами генератора, прерывателя и свечей проверяются при помощи щупов.
Техническое обслуживание и диагностика автомобилей производятся ручным, механизировано-ручным или механизированным методом.
Если используется механизированный метод, то применяются конвейеры для перемещения автомобилей, кузнечно-прессовое оборудование, металлообрабатывающие станки, электротельферы, краны-штабелеры, кран-балки, электротали, для вывешивания автомобилей механизированные подъемники, микропроцессорная техника, диагностические стенды и т. д.
Когда работы выполняются механизировано-ручным способом, то все наиболее трудоемкие операции механизированы, механик в них применяет разное механизированное оборудование и инструмент. Для примера можно привести следующее оборудование: электро- и пневмо-гайковерты, установку для ручной (шланговой) мойки, воздухораздаточные колонки, маслораздаточное оборудование, контрольно-измерительные приборы, окрасочные пистолеты, а также другую аппаратуру, инструменты и приборы, которые имеют пневматический или гидравлический привод, а также приводимые в действие специальным энергетическим источником. Даже в этом случае без ручного труда не обойтись, ведь надо поднести оборудование, подключить его и наладить.
При ручном методе используются простейшие орудия труда, устройства и приспособления, такие как домкраты, съемники, краны и другое оборудование, у которого нет постоянного источника энергии.
Использование микропроцессорного оборудования в значительной степени повышает качество ремонтно-профилактических работ. Благодаря этому повышается точность расчета параметров, повышается графическая и визуальная четкость при воспроизведении результата, все это оказывает благоприятное воздействие на техническое состояние автомобиля. Разумеется, при этом повышается безопасность, так как после всех диагностических процедур возможность отказа в дороге каких-либо систем автомобиля сводится к минимуму. Также стоит обратить внимание на тот факт, что при микропроцессорном обслуживании достигается оптимальное снижение токсичности отработанных газов, что немаловажно, когда автомобиль эксплуатируется в городе.