Для того, чтобы поменять у машины колесо, нужно иметь необходимый минимум инструментов и приспособлений. Это домкрат, баллонный ключ (для откручивания колесных гаек - болтов) и, желательно, пара упоров под колеса машины, так как найти что-либо подручное зачастую просто невозможно. И, безусловно, насос или компрессор. Не помешает и пара рабочих перчаток.
Начнем с того, по каким признакам в процессе вождения можно заподозрить что-то неладное с колесами. Это увод машины в сторону, неадекватное поведение при движении, «плаванье задка», затрудненное управление, возросший наружный шум с одной (обычно) из сторон. На большой скорости при полном пробое машину резко бросит в сторону поврежденного колеса, и тут главное - не растеряться и сохранить управление.
Заниматься сменой колес посреди дороги крайне не рекомендуется. Мало того, что вы будете создавать помеху движению (а оно сейчас очень оживленное), и можете спровоцировать этим аварийную ситуацию, так вы еще подвергнете себя риску попасть в ДТП и с вашим участием. И с серьезными для вас же последствиями. Лучше не дрожать над покрышкой и, снизив скорость и включив аварийку, съехать на обочину.
Останавливаемся, глушим мотор, принимаем меры, чтобы машина не укатилась (стояночный тормоз, включенная передача, и т д.). Осматриваем колеса. И если наши подозрения оправдались – необходимо поменять колесо.
Не помешает выставить знак аварийной остановки с противоположной направлению движения стороны. То есть, если вы остановились на своей полосе – ставим сзади, а если по каким-либо причинам на встречной обочине, то спереди вашего автомобиля. Если дорога загородная, или недалеко повороты, лучше ставить знак подальше, в 30 – 40 метрах, как минимум.
Достаем запаску, домкрат, ключ баллонный и упоры. Встречаются советы периодически проверять запасное колесо на ощупь. Как хотите, но оценить степень его накаченности рукой вам, ну никак, не удастся. Только манометром.
Размещаем упоры перед и за колесом с противоположной стороны, лучше всего - диагонально расположенного тому, которое будем менять.
Далее «срываем болты» (или гайки, у кого как). Это означает, что мы их откручиваем на 0,5 – 1 оборота. Делать это надо до установки домкрата, потому что при «срыве» вероятны раскачивания кузова, упоры могут немного разъехаться и положение домкрата придется корректировать, если вы его уже установили.
Теперь проверяем положение упоров, запасное колесо располагаем «под рукой», устанавливаем домкрат и начинаем подъем кузова.
Упоры упорами, но смотреть за положением домкрата необходимо, потому что по разным причинам (а особенно зимой) возможно его заваливание вперед или назад по ходу автомобиля. В этом случае надо опустить и подкорректировать положение опорной площадки так, чтобы он стоял вертикально, проверить упоры (!) и повторить попытку. Случалось, что только с четвертого раза удавалось поднять машину – съезжают упоры и все тут!
Ну вот, кузов поднят настолько, что колесо машины свободно вращается. Лучше приподнять его еще выше. Потому что накаченное запасное колесо больше в диаметре, чем спущенное поврежденное, и может просто не «сесть» на посадочное место.
Откручиваем болты – гайки и кладем их так, чтобы на их смазанную резьбовую часть не прилипли песок или грязь. Если уж такое случилось, надо тщательно протереть резьбу, удалить песчинки, и ничего страшного, что удалится и смазка – на ответной части резьбы в ступице она осталась. Но если есть возможность – лучше смазать резьбу, чтобы она не «прикипела» со временем.
Аккуратно снимаем колесо и откладываем его в сторону. Берем запаску и осторожно надеваем ее на шпильки ступицы (если колеса крепятся гайками) или на направляющие штифты (если болтами). Закручиваем пару гаек (болтов) до упора от руки (или ключом), а потом и все остальные. После этого затягиваем их, насколько это возможно на весу, и опускаем машину. Теперь самое главное – это не забыть затянуть болты или гайки уже стоящего на земле колеса, поскольку это чревато его откручиванием при движении со всеми вытекающими последствиями.
Окончательную затяжку надо делать за два-три захода, постепенно увеличивая усилие. Желательно затягивать не по очереди, а через один, или крестом. Без опыта определить, достаточно ли затянуты гайки или болты, затруднительно. Если при затяжке раздается характерный скрежет металла о металл – пора остановиться. Если же вы – хрупкая девушка 50 – 55 кг, пробуйте довернуть крепеж весом своего тела, привставая на рукоятку ключа, ближе к ее концу. Впрочем, если при этом колеса вашего автомобиля, как у «Хаммера», то колесо вы можете просто не поднять, поэтому без помощников здесь не обойтись, а они и закрутить помогут.
Теперь желательно проверить давление в поставленном колесе (подкачать при необходимости) и герметичность золотника (ниппеля), который пропускает воздух внутрь колеса, и не дает ему выходить обратно. Смачиваем палец (можно и слюной) и прикрываем отверстие держателя ниппеля (соска, по-народному). Не пузырится? Отлично. А если да? Попробуйте затянуть золотник верхушкой колпачка, на ней специально для этого сделан паз. Стоит заметить, что сейчас есть много колпачков без такой особенности. И если на колесах нет ни одного такого – надо его купить заранее, хотя бы один, а лучше два – на одно из колес и в бардачок.
Если подтяжка не помогла и воздух продолжает «травить», закрутите колпачок поплотней, и он своей резиновой прокладкой уменьшит утечку. Так можно проехать достаточно долго, добраться до шиномонтажа уж точно хватит.
Ну, вот и все! Собираем инструменты, проколотое колесо и аварийный знак, укладываем все это по местам и в добрый путь!