Первый патент на изготовление дождевых шин был впервые зарегистрирован в конце семидесятых годов. После чего понадобилось более двадцати лет, прежде чем первая дождевая шина сошла с конвейера. Настоящий фурор вызвало использование данных автомобильных шин на одном из Гран-при «Формулы-1», где они показали себя с лучшей стороны во время сильного дождя. Долгий срок подготовительного периода выпуска первых аквапокрышек обусловлен их испытаниями и сомнениями производителей о начале их серийного выпуска.
На сегодняшний день все известные производители шин считают своим долгом разрабатывать и пускать в производство ежегодно не менее одной модели дождевых покрышек. Развитие автомобилестроения не стоит на месте. Шагая в ногу с современными технологиями, развиваются и усложняются транспортные средства, ставя один рекорд скорости за другим. Современный автомобиль, не обязательно предназначенный для гонок, способен развивать приличную скорость. Именно поэтому современные шины должны обеспечивать максимальное сцепление с дорожным полотном даже при высокой скорости машины. Это факт играет большое значение с точки зрения безопасности.
Современное дорожное покрытие с каждым годом становится всё более гладким и ровным, что благоприятно сказывается на техническом состоянии транспортных средств. Но, как ни странно, именно подобная положительная тенденция создала не менее сложную проблему – аквапланирование. Данное явление представляет собой потерю сцепления между покрышкой автомобиля и дорожным полотном вследствие высокой скорости и так называемого «всплывания» колеса на водной плёнке. В зависимости от протектора шин, скорости движения, а также веса автомобиля под колесами возникает водяной пласт. В результате чего колесо транспортного средства начинает скользить по водной глади, не касаясь поверхности дорожного полотна. Всё это в конечном итоге может привести к потере управляемости автомобилем и выносу его с дороги.
Наиболее сложные системы безопасности, которые устанавливаются на многих современных автомобилях, не способны предотвратить и нивелировать аквапланирование автомобиля. Потому что последнее слово всегда остаётся за шиной, от которой во многом зависит устойчивость к возникновению подобного явления.
Данная проблема не нова. Ещё в конце шестидесятых годов велись исследования проблемы аквапланирования с целью разработки шины, которая смогла бы предупредить его возникновение. В настоящее время разнообразные дождевые элементы можно встретить практически в любой шине, которые присутствуют в той или иной степени. Для использования шин во время дождя производители прибегают к высоким технологиям.
Широкое распространение получила технология так называемой «активной сажи». В результате чего активная часть шины при движении впитывала большую часть дождевой плёнки и создавала своеобразный элемент «прилипания» колеса к дорожному покрытию. Также довольно часто производители применяют разнообразные отводящие воду каналы. Они наносятся на шины и достаточно эффективно справляются не только с водой, но и жидкой грязью.
Но чистую дождевую шину, которая имеет свой индивидуальный рисунок протектора, спутать очень тяжело. Наиболее характерным элементом дождевой шины является специальный водоотводной канал, который просто делит шину на две части. В результате этого разделения визуально кажется, будто на одной оси установлены две покрышки. От центра дождевой шины к краям располагаются (под углом) поперечные канавки, при помощи которых вода просто выбрасывается из-под колёс.
В соответствии с классификацией дождевая резина относится к летней, но одинакового стандарта маркировки подобных покрышек на сегодняшний день не существует. Но некоторые производители в название шины добавляют слово «дождь». Впервые в продаже дождевая покрышка появилась в начале девяностых годов, производила их тогда известная компания Goodyear . Первые продажи в Соединенных Штатах Америки и Европы показали, что подобный вид покрышек востребован и пользуется хорошим спросом. После этого многие производители также освоили производство и продажу подобных автомобильных шин.
Но, как и ранее, так и в настоящее время аквапокрышки рассчитаны больше на любителя. Ведь они имеют особенности использования, не всегда комфортные для водителя (но полезные для безопасности). Например, при движении дождевые шины производят достаточно много шума и отнюдь не предназначены для комфортной езды. Они имеют ярко выраженный спортивный характер и предназначены больше для разнообразных соревнований, чем для повседневного перемещения по улицам города. Не менее важно, что при сухом дорожном полотне сцепные способности дождевых шин довольно значительно уменьшаются. Это связано с их специфичностью и предназначением для определённых погодных условий.
Но прогресс не топчется на месте. Многие производители наладили выпуск компромиссного варианта дождевой резины, который сочетает в себе свойства, характерные для аквапокрышек в совокупности со свойствами обыкновенной летней резины. Это во многом позволило улучшить комфортность аквапокрышек в сочетании с великолепными сцепными свойствами. Данные шины в большинстве своём имеют неправильный рисунок протектора. Стоимость дождевых шин не сильно отличается от обыкновенной летней резины хорошего качества.
Из-за особенностей использования дождевых шин они не являются массовым продуктом. Однако для любителей прокатиться с ветерком данная резина просто великолепный вариант в плане безопасности и комфорта.