Электроника
По правилам начинают проверку на компьютерном стенде. Определяют состояние электроники, проводят ее тестирование. В частности: системы АБС, автоматической трансмиссии, блоков управления и т. д. Диагностика может быть легкой и полной. Легкую диагностику проводят средствами самого автомобиля. Для этого к специальному разъему подсоединяют считыватель кодов. Он «узнает» от управляющих блоков коды ошибок и неисправности датчиков. Бортовая электроника не всегда корректна в определении своих же ошибок. Поэтому для более точной диагностики электроники применяют полную проверку. С подозрительных датчиков и электронных блоков снимают осциллограмму и проводят замеры по токам. Полученные параметры сравниваются со штатными и делаются выводы о рабочем состоянии электроники.
Двигатель
Современная диагностика двигателей сложна, но не идеальна. При его проверке измеряют токсичность выхлопов и компрессию в цилиндрах. Учитывая эти параметры и данные тестируемой электроники, специалисты делают выводы о работоспособности поршневой группы и в целом двигателя. Такая диагностика популярна при ТО и покупке недорогой иномарки. Покупатель получает ответ о работоспособности блоков-контроллеров и датчиков. А в подержанных иномарках это достаточно дорогие и редкие детали.
Ходовая
Современная диагностика автомобилей невозможна без сложных технических устройств. Например, ходовую часть диагностируют на подвесных стендах. Основу стенда составляют специальные устройства, имитирующие работу в динамике ходовой части и считывающие нужные параметры. Тормоза проверяют разгонными валами. Колеса раскручиваются до определенных скоростей, а после торможения приборы фиксируют эффективность или неравномерность замедления колес.
Так же на стенде люфтомером в подвеске колес определяют величину люфтов. Горизонтальные пластины быстро смещаются поперечно колесам влево-вправо, одновременно фиксируя реакции сопротивления колес. Данные компьютер обрабатывает в режиме on-line и выводит показатели на экран.
Проверку амортизаторов выполняют устройством с вертикальной вибрацией, позволяющим с помощью компьютера наблюдать динамическую работу и характер затухания амортизаторов. Стенд позволяет определить при поворотах несоответствие сходимости углов колес. Для этого водитель въезжает колесами на пластины, снабженные соответствующими датчиками. И затем вращает руль в разные стороны.
Ремонт подвески дешевым не назовешь. Поэтому к диагностике подвески прибегают многие водители в независимости от возраста и состояния автомобилей. Диагностика позволяет сконцентрировать финансы на ремонте отдельных деталей и узлов: рулевых наконечников, шаровых опор, сайлентблоков, дисков и цилиндров, тормозных колодок, амортизаторов т. д. Особенно она целесообразна при продаже и покупке авто, перед государственным техосмотром, перед дальней поездкой.
Геометрия кузова
Современная диагностика геометрии кузова основана не на замерах рулеткой и штангенциркулем, поэтому ее проводят в хороших автосервисах. Это высокотехнологичная процедура, основывающаяся на электронном определении координат различных контрольных точек кузова. Полученные данные сравнивают с заводскими параметрами. На основании чего легко можно сделать вывод – побывал автомобиль в серьезной аварии – или нет. А если и побывал, то насколько качественно выполнен ремонт. Диагностика геометрии кузова необходима при покупке подержанного авто. Особенно, если продавец уверяет в целостности машины и завышает цену. Ведь даже при незначительной деформации кузова ухудшается устойчивость авто на дороге при высоких скоростях, увеличивается расход топлива и быстрее изнашиваются многие детали и целые узлы.
Визуальный осмотр
В нашем представлении современная диагностика автомобилей – процедура высокотехнологичная и ее должны выполнять чуть ли не роботы. Между тем, без обычного визуального осмотра диагностику пока не проводят. Опытный специалист визуально может выявить много дефектов. Например, коррозию и внешний износ некоторых деталей и элементов кузова, подтекание рабочих жидкостей, механические повреждения и т. д. Визуально проверяют вид и уровень масла, состояние приводных ремней и проводов, количество накопившейся в выхлопной трубе сажи, состояние пыльников, манжет, прокладок. Опытные водители и сами могут многое из этого проверить. Но не все автолюбители технически подкованы.
Объективность современной диагностики
После проведения современной диагностики легкового автомобиля возникает вопрос – насколько ее результаты точны, и соответствуют ли они реальному состоянию автомобиля. Ответ очевиден – какой бы современной диагностика не была, стопроцентную гарантию дать никто не может. Диагностика не определит точное время выхода из строя прокладки двигателя, или датчика дроссельной заслонки, или когда в подвеске заскрипят амортизаторы, или застучит шаровая. Эти примеры можно продолжать и продолжать. Но ведь современная диагностика не дает ответов! Она лишь предоставляет данные, на основании которых обычные люди (хоть и специалисты) делают соответствующие выводы. Они могут ошибаться, или намеренно вводить в заблуждение, чтобы заработать на дорогостоящем ремонте. Здесь уже в силу вступают психология, честность, жадность – к которым диагностика отношения не имеет. Одно можно точно сказать, чем полнее обследование, тем больше данных для «диагноза». Конечно, машину можно разобрать по винтикам и исследовать каждую деталь в микроскоп. Но стоимость такой диагностики превысит стоимость самого авто. Найдите золотую середину между точностью и стоимостью диагностики.