Если вы просматриваете данную статью, вы – обладатель «железного» друга. А, может быть, скоро станете им. На сегодняшний день автомобиль действительно перестал считаться атрибутом роскоши. Все большее число людей присоединяются в наши дружные ряды автовладельцев. Я, будучи сама леди – автолюбительницей, постараюсь описать непростые вещи понятными словами.
Вам приглянулось авто (либо вам он достался по наследству, подарили, одолжили по доверенности, и прочее), но выясняется, что эта машина оснащена «механикой», а вы так привыкли к автоматической коробке передач! Что делать? Управление автомобилем с механической коробкой передач кажется невероятно сложным.
Главное – не падайте духом. Не настолько это плохо, учитывая, что сейчас водителям, сдавшим экзамен на автомобиле с «автоматом», нельзя управлять автомобилем с механической коробкой передач. Посему, от этого вы только выигрываете, потому, что для вас открываются новые возможности и горизонты. Освоив вождение авто с «механикой», вам будет все нипочем – вы сможете не напрягаясь управлять любым автомобилем.
Итак, вы сели в автомобиль и обнаружили под ногами 3 педали, да еще и какую-то палку с ручкой, что торчит около вашего правого колена. Как быть, ведь у вас всего 2 ноги?
В авто с автоматической коробкой передач всего пару педалей, «тормоз» и «газ», а здесь столько вариаций! Самое важное – запомните месторасположение педалей. Левая – сцепление, без которого авто с места не тронется, средняя – тормоз, с помощью которого у вас есть возможность не въехать впереди стоящий грузовик, а правая педаль – газ, и чем глубже вы вдавите ее в пол, тем больше будет ваша скорость езды. Левая педаль нажимается левой ногой, а средняя и правая педали – правой; только по очереди, а не одновременно.
По поводу палки с ручкой, которая мешает вам справа. Это рычаг для переключения скорости, на котором изображена шпаргалка, в каком направлении двигать рычаг, чтобы переключиться на другую скорость.
Количество скоростей бывает 4, 5 либо 6 – это зависит от марки автомобиля. Существует скорость задняя – она предназначена для движения в обратную сторону, не разворачивая авто (обозначается символом R).
Начальное расположение рычага – символ N – нейтральное (рычаг стоит посередине и с легкостью болтается в стороны, и его ничего не держит). Для включения первой передачи необходимо сцепление выжать до отказа и переключить рычаг на символ I.
Сцепление нужно выжимать каждый раз при переведении рычага, притом переключении скоростей выполняется по порядку, то есть с первой на вторую, далее на третью, четвертую и пятую. Нельзя сразу переключиться со второй скорости на пятую. Чтобы снизить скорость, порядок такой же, только в обратную сторону.
Чтобы автомобиль тронулся, прежде всего, поверните в замке ключ зажигания, рычаг при этом находится на нейтралке, прислушайтесь, заработал ли двигатель. После этого выжмите сцепление и не отпускайте его, поставьте рычаг на первую передачу, и, плавным движением, нажимайте на газ, одновременно и тоже плавно отпускайте сцепление. Вы поехали!
Но не можете, же вы постоянно двигаться на первой скорости! Переключайтесь. Для этого снова выжимается сцепление, и рычаг переводится на вторую скорость. Так же плавным движением ноги нажимаете на педаль газа, сцепление при этом отпуская. Далее действуйте по этой же схеме. Переключение скоростей надо осуществлять в момент, когда вы услышите, что двигателю работать становится трудно либо по примерной схеме: первая скорость – до 10-15 км/ч, вторая – до 25-30 км/ч, третья – до 50-60 км/ч, четвертая – до 80 км/ч. Пятая скорость – дальше, и вперед!
Что делать, если вы увидели перед своим автомобилем другой транспорт? Сбрасываете газ (с правой педали правую ногу), и выжав педаль сцепления (левая педаль, левой ногой), нажимаете на тормоз (средняя педаль – правой ногой), но не слишком резко, иначе в ваш автомобиль могут въехать те, которые движутся сзади. Все педали лучше нажимать плавно, чтобы авто не дергалось и не глохло. Рычаг переключения скоростей старайтесь переключать без усилий, чтобы не слышался никакой скрежет.
Если вам предстоит заехать на горку, здесь необходимы особые навыки – постарайтесь быстро снять с тормоза ногу, выжать педаль сцепления, «воткнуть» передачу, одновременно и быстро выжать педаль газа, сцепление, при этом, отпуская, чтобы автомобиль не покатился назад. Пока вы не освоите данный прием, можно воспользоваться ручником (стояночный тормоз), который важно не забыть вернуть в нижнее положение, после того, как начнете движение.
Спуск с горки следует регулировать тормозом, во избежание слишком сильного разгона по инерции. Для снижения скорости, немного притормаживая, переключитесь на передачу, более нижнюю, по той же схеме, что при разгоне – сперва, выжмите педаль сцепления, переключитесь на следующую скорость (которая более медленная), плавно отпустите сцепление, выжимая одновременно газ, и дальше, только в обратной последовательности.
На стоянке автомобиль может быть припаркован и на ручнике, и на передаче, только не забудьте переводить рычаг переключения скоростей на нейтральное положение, когда в другой раз станете заводить его, а то вдруг авто нечаянно двинется вперед и что-нибудь заденет…
Успехов в приручении механической коробки! И вперед, для покорения необъятных просторов мира!