При установке колес надо убедиться, что ничто не мешает плотно примыкать колесу и привалочной плоскости ступицы. Мешать смыканию могут, к примеру: головки винтов тормозного барабана, ловители, колпачки от прежнего колеса, которые используются вместе с легкосплавным. Надо убедиться, что колеса не касаются деталей рулевого управления и подвески.
Удостовериться, что центры крепежных отверстий ступицы и колес (PCD) строго совпадают. Крепежные отверстия делают с положительным допуском к диаметру, поэтому можно ошибиться, когда вы выбираете колесо, если PCD будет отличаться от штатного на несколько миллиметров, к примеру, 4х100 и 4х98, 5х114, 3 и 5х112. На ступицу с PCD 5x112 недопустимо устанавливать обод с PCD 5x114, 3. В этом случае из всех болтов (гаек) полностью затянутой будет лишь одна, другие отверстия поведет, и болты могут на ходу расшататься и сами собой открутиться. Убедитесь, что колесо будет отцентровано на ступице по отверстию колеса. В случае увеличенного центрального отверстия колеса диаметр будет больше, чем диаметр ступицы, в этом случае надо подобрать соответствующее центрирующее кольцо.
Нужно убедиться, что часть диска изнутри не будет задевать тормозные элементы на задней и передней осях машины. В случае, если на машине используются тормоза с суппортами, которые плавают, то диск от суппорта должен быть на расстоянии не меньше чем 6–8 мм. В ином случае, после замены тормозных колодок суппорт может касаться диска. Размер тормозных дисков и суппорта определяется в основном мощностью мотора и может быть различным на машинах одной модели, в зависимости от установленного мотора.
Запомните одно правило: всегда следуйте тем правилам по эксплуатации, которые написаны у вас в техническом паспорте на автомобиль.
Х-фактор колеса, что это такое?
Колесо состоит из диска и обода, в простом стальном колесе данные две части соединены обычной сваркой. В легкосплавном колесе обод и диск формируются вместе ковкой или литьем.
Расстояние между задней стороной диска и привалочной плоскостью – имеет название х-фактор. Данное понятие весьма условно. Конструкция обода будет регламентирована стандартами, так как на обод надо обеспечить посадку пневматической шины, конструкция диска весьма свободна. Вместе с этим она должна обеспечить совместимость с элементами тормозов, привлекательный внешний вид и необходимую прочность колеса. Другими словами, если х-фактор будет большой, то колесо «встанет» на машину, а за привалочную плоскость будет сильно выступать суппорт. Если х-фактор равен примерно нулю, то колесо предназначено для машины, где элементы тормозов не выступают за привалочную плоскость, к примеру, ГАЗ-24 (барабанные тормоза на задней и передней осях). У большинства джипов, в том числе и «Нива 2121», такая конструкция тормозов, что суппорт почти не выступает за привалочную плоскость, и, следовательно, колеса на этих машинах могут быть с небольшим х-фактором.
Хочется еще раз отметить, что х-фактор – скорее понятие более жаргонное, чем инженерное. Даже у колеса с повышенным х-фактором диск может дотрагиваться суппорта у перехода диска в ступицу или у перехода диска в обод. Поэтому мы может только посоветовать вам - устанавливайте колеса в специальных торгово-сервисных центрах.
Что надо делать для определения установочных параметров дисков для автомобиля?
Тут есть две дороги: путем непосредственного измерения или по колесным каталогам. Но эти два способа лучше не применять самому, обратиться специализированный магазин.
Какой легкосплавный диск лучше, магний или аллюминий?
Сразу хочется сказать, что колеса из магниевых сплавов могут быть как литыми, так и коваными. Магниевые сплавы подвергаются гальвано-коррозии, общей коррозии, поэтому поверхность колес перед покраской надо защитить специальным покрытием, а в отверстия крепежей должны быть вмонтированы переходные втулки.
Магниевые колеса весят меньше, чем колеса из сплавов алюминия. Применяются зачастую в автомобильном спорте.
Можно ли установить на авто диски с другим вылетом и иными параметрами? Как это может повлиять на состояние подвески и управляемость?
Автомобилю должны строго соответствовать: диаметр отверстия под ступицу, DIA, диаметр центров крепежных отверстий, установочные параметры колес PCD.
Что касается вылета: большинства водителей по субъективным впечатлениям, не ощущается изменения управляемости машины при изменении вылета колеса на пару миллиметров. Также, при тюнинге машины зачастую устанавливают колеса с вылетом, который значительно отличается от «родного», к примеру, установка колес производства Турции с нулевым вылетом.
Тем не менее, эксплуатация легкосплавных колес и машины, колеса которой имеют вылет, который значительно отличается от стандартного, может принести владельцу некоторые неудобства: более частая мойка машины (если колеса выступают за пределы ниши), при проверке развал-схождения также возможны дополнительные регулировки.
Допустимо ли прокатать литой диск с небольшим повреждением обода?
Если нет микротрещин и трещин, то восстановить геометрию при малых повреждениях и прокатать колесный литой диск нашего производства - можно. Сейчас многие мастерские предлагают такую услугу. Но пользоваться ей мы не рекомендуем, так как диск будет отличаться от ГОСТа и, следовательно, не давать нужный уровень безопасности.