В работе двигателя потребителям требуется мощность и экономичность, а производителям экологичность и ресурс двигателя. Каждый год устанавливаются новые нормы на уровень токсичности выхлопных газов. Разработчиков ПО ограничивают жесткие рамки токсичности и высокие требования потребителя. В нашей стране уже перенимается опыт западных стран и на автомобили отечественного производства уже устанавливаются системы контроля токсичности отработанных газов (ЕВРО II и ЕВРО III). Улучшая какие-то параметры двигателя, разработчики неизбежно ухудшают другие.
Чип тюнинг.
Основными элементами электронного блока управления двигателем включают память и микропроцессор. В память ПЗУ записаны программы управления двигателем и таблицы с калибровочными коэффициентами. В зависимости от режимов работы двигателя (холодный пуск, холостой ход, максимальная нагрузка) выбираются калибровочные коэффициенты. Используя данные с датчиков первичной информации, микропроцессор формирует управляющие сигналы. Эти сигналы управляют впрыском топлива, моментом зажигания. Разработчики ПО добиваются оптимального режима работы двигателя с помощью коэффициентов. Если внести изменения в таблицы, записанные в ПЗУ, можно получить различные характеристики двигателя.
Для людей, занимающихся тюнингом, основными параметрами подвергающимися изменению, являются мощность и крутящий момент. Но прирост мощности при чип-тюнинге вазовских двигателей всего около 5-8%. Есть ли смысл менять «прошивку»? Решать вам. Есть несколько положительных моментов, которые позволяют использовать смену прошивки, как часть тюнинга автомобиля. Двигатель, ПО которого изменял грамотный программист, более эластичен и имеет больший крутящий момент. Замена прошивки является самым простым и дешевым средством увеличения мощности двигателя. Не следует забывать о том, что все мы люди и нам свойственно ошибаться, даже программистам. В тюнинговых прошивках исправлено большинство грубых ошибок. Даже замена старой серийной программы на новую, может изменить характеристики вашего двигателя.
Однако следует опасаться аферистов, которые могут подсунуть вам «липовое» ПО с целью заработать на вашем неведении немного денег. Для тех, кто впервые пробует заменить программу, следует обращаться к проверенным специалистам. Лучше если это будет человек, которого посоветовали вам друзья.
Тюнинг и Тюнеры.
В тюнинге, как и в других видах деятельности существует расслоение по классам. Самым низшим являются люди, которые недавно занимаются тюнингом. А на самом верху – профессионалы, которые годами оттачивали свое мастерство.
1. Меньше всего в профессиональном тюнинге ассов. Такие люди заработали опыт задолго до появления инжекторов, занимавшихся доработкой моторов, да и всех остальных систем. Они следили за появлением новых технологий и использовали их в своем деле. Такие люди не занимаются отдельно чип тюнингом, а подходят к проблеме в комплексе, дорабатывая все системы, доводя двигатель до оптимальных режимов работы. Чтобы попасть к такому мастеру, нужно потратить много времени в ожидании, так как попасть к ним можно в основном по записи.
2. Еще одна категория – псевдо профессионалы. Считающие себя творцами искусства чипования. Свой опыт они заработали в сервисах, немного отстающих от прогресса. Основной ошибкой таких «специалистов» является утверждение: «любую неисправность можно исправить прошивкой». Прошивать ПЗУ или диагностировать двигатель у таких специалистов может оказаться пустой тратой денег. Если подключенный сканер не показывает ошибок, такой мастер скажет вам, что все хорошо и отправит вас в кассу оплатить «качественную» диагностику. А если ошибки и проявились, то пытается устранить их с помощью программного обеспечения, не разобравшись в сути проблемы. Такой ремонт то же самое, что пить таблетки от головной боли при аллергии – симптомы заглушены, а результата нет. Как правило, такие люди приходят в панику, если после смены прошивки проблема остается. Среди таких специалистов очень часто встречаются люди, стремящиеся с легкостью содрать с вас деньги и при этом поменьше испачкаться.
3. Любители занимают достаточно большую часть среди тюнеров. Обычно они «издеваются» только над своим автомобилем, пробуют новые настройки и оптимальные режимы работы двигателя, получая от этого наслаждение. Обычно основные профессии любителей – это электронщики и программисты.
Как начинался чип тюнинг автомобилей.
Желание увеличить мощность двигателя было всегда, водители с инжекторными автомобилями – не исключение. А спрос, как известно, рождает предложение. В «массы» чип тюнинг автомобилей ВАЗ пошел с сайта Инжектор ВАЗ. Предлагаемые там спортивные прошивки были сырыми и имели много недостатков, но благодаря энтузиастам и интернету, привело к быстрому появлению огромного числа новых программ для работы двигателя. Сейчас основной проблемой стало подобрать грамотно написанную программу, опробованную на всех режимах работы двигателя.
Примечание.
Программы и корректирующие коэффициенты изначально были покрыты тайной. Разобраться, что к чему и почему так, было очень сложно и подчас невозможно. После появления в широкой общественности программ, позволяющих разобраться в алгоритме работы блока управления и дающих возможность изменить настройки, появилась возможность просмотреть отличие между спортивными и стандартными прошивками. Как оказалось, отличия не большие. Это проявляется в незначительном изменении калибровочных коэффициентов. При таком подходе можно лишь подогнать параметры под определенные требования. Есть одно большое «но»: нельзя качественно изменить работу двигателя простым копированием коэффициентов с других блоков управления. Не так важны коэффициенты калибровки, как программа, которая их обрабатывает. Поэтому для значительного чип тюнига автомобилей ВАЗ требуется написание программы «с нуля», а не клонирование уже имеющихся. Так как такие написания новой программы требует затрат большого количества времени и сил, на просторах интернета появилось огромное количество прошивок – немного измененных клонов стандартных прошивок.