Его конструкция совсем не сложна, но входящие в него слои платины, родия или палладия делают его недешевым. Поэтому часто приходится выбирать – отремонтировать старый катализатор в машине или же купить новый. Разница, зачастую, совсем не велика.
Выяснив, зачем в машинах нужны катализаторы перейдем к более детальному их изучению.
Катализаторы могут различаться по типу носителя, непосредственно на который наносится каталитический слой. Он может быть представлен керамическим блоком, в виде сот, или блока, выполненного из металлической ленты. Керамические катализаторы получили большую распространенность, по сравнению с металлическими, и по цене они гораздо дешевле. Но у керамических катализаторов есть и значительный недостаток – хрупкость. Учитывая особенности российских дорог, даже при незначительном ударе о камень, рассыпавшиеся соты своим специфическим звуком сообщат водителю о том, что его ждут непредвиденные затраты. В этом момент автолюбители и задаются вопросом: «Зачем в машине нужен катализатор и подходит ли он для езды по российским дорогам?». Та же ситуация может произойти в случае если вода попадет на раскаленный катализатор (например, если на прогретом полностью автомобиле въехать в лужу). Разрушение керамики может произойти и по причине неполадки в системе зажигания. Соты могут рассыпаться по следующей причине: если сразу не происходит воспламенения топлива при попытке пуска двигателя, то бензин, который не сгорел, скапливается в емкости выпускного тракта, и при запуске мотора взрывается. Более надежным является металлический блок, он может достаточно долго выдерживать различного рода механические нагрузки. Но оба эти катализатора в равной степени «не любят» таких факторов:
- использование некачественного или же этилированного бензина;
- попадание антифриза или масла в камеру;
- попадание технических жидкостей непонятного происхождения, которые могут использоваться в качестве промывающей жидкости;
- топливная смесь, которая излишне обогащена;
- работа двигателя «вхолостую» достаточно длительное время.
При воздействии данных факторов, кроме того, что происходит потеря способности катализатора сжигать до конца вредные примеси, еще происходит засорение каналов. В результате происходит уменьшение общего проходного сечения, потеря мощности и перегрев самого каталитического нейтрализатора, у которого корпус может раскаляться до красна. Случалось так, что от раскаленного катализатора происходила плавка алюминиевой теплозащиты, и вследствие этого происходило возгорание антикоррозийного покрытия днища. Из-за того, что внутренняя температура катализатора поднимается до высокого уровня, происходит плавление керамики и засорение прохода для выхлопных газов. После этого ремонт двигателя неизбежен. Еще один из неприятных нюансов. В изношенном керамическом катализаторе, несмотря на то, что он выглядит целым и хорошо сохранившимся, происходит медленное разрушение. При этом образующаяся керамическая пыль забивается в камеру сгорания, а иногда, разобрав двигатель перед ремонтом, в цилиндре можно обнаружить маленькие кусочки керамики. Из-за попадания керамической пыли в камеру сгорания, происходит преждевременный износ стенок цилиндров, что в результате приводит к раннему износу самого двигателя. Вот что таит в себе на первый взгляд безвредная деталь. Недаром в Европе, не зависимо от того, в каком состоянии катализатор, уже через 100000 километров пробега, старый нужно заменить на новый.
Вторым отличительным признаком, который является важным для автолюбителя, является то, где расположен катализатор в выпускной системе. У многих машин каталитический конвертер расположен сразу за приемной трубой, либо совместно с ней, составляя тем самым одну деталь. В другом случае каталитический нейтрализатор может быть расположен непосредственно в выпускном коллекторе, иногда за ним, перед приемной трубой. Но этот вариант является самым неудачным с позиции ремонтопригодности. В конце XX века и в начале XXI века, катализаторы помещали в коллектор, ведь такая конструкция упрощала выполнение экологических норм ЕВРО4. При близком расположении каталитического конвертера выхлопных газов с камерой сгорания происходит более быстрое нагревание до рабочей температуры, и он сохраняется от внешних воздействий и резких скачков температуры. Сам же коллектор подвержен сильным повреждениям. Если произошел перегрев катализатора, то последствия необратимы – выпускной коллектор треснет. А стоимость коллектора вместе с катализатором превышает стоимость одного коллектора. Из-за такого расположения катализатора, при его поломке, владельцы машин выкладывают немалую сумму, как за саму деталь, так и за ее установку.
Варианты замены катализатора
Что же делать, если катализатор вышел из строя? Поэтому поводу всегда мучают сомнения. Нужно ли ставить новую оригинальную деталь. Не для всех автовладельцев цена данной детали является приемлемой, другие считают «зачем выкладывать такую сумму денег за эту деталь, если можно ездить и без нее?». Тем более, что отношение водителей к экологическому контролю в России лояльное. Даже если владелец автомобиля всегда обращается к официальным дилерам, то в данном случае, лучше с проблемой каталитического нейтрализатора обращаться к специалистам, которые профилируются именно на этой системе выпуска.
Специалисты сервисных центров скажут, зачем ставить оригинальный каталитический нейтрализатор, если есть универсальный, который гораздо дешевле. И они будут отчасти правы. Если в автомобиле стоят дополнительные кислородные датчики (лямбдазонды), которые располагаются после катализатора, и тогда этот вариант является единственной альтернативой взамен оригинальной детали. А вот третий вариант – замена катализатора пламегасителем, здесь не подойдет. Ни универсальный каталитический нейтрализатор, ни универсальный пламегаситель, нельзя устанавливать на те машины, у которых коллектор с катализатором составляют единое целое, а так же, когда корпус катализатора чугунный и располагается сразу после выпускного коллектора. Как правило, бывают и исключения – если есть достаточно места, и коллектор сделан из нержавеющей стали, а не из чугуна. Для того, чтобы гарантировать, что катализатор не рассыплется и прослужит достаточно долгое время, специалисты рекомендуют ставить универсальный металлический катализатор, а не керамический. Но зачастую проблему решают простым способом, замена каталитического нейтрализатора пламегасителем. Много плюсов склоняет автолюбителей к данному выбору: зачем тратить деньги на катализатор, если его можно заменить пламегасителем? Тем более стоимость его гораздо ниже. Это очень актуально для машин с большим пробегом. Нет гарантии, что даже новый оригинальный катализатор прослужит долго. Если взвесить все варианты и учесть лояльность отечественных норм по содержанию в выхлопе вредных примесей, то конечно можно отдать предпочтение пламегасителю.