Дополнительная оптика дальнего света нужна для усиления штатной оптики. Так сказать, для увеличения интенсивности освещения. Устанавливается головное освещение дальнего света у автомобилей почти всех классов на бампер. Кроме того, у внедорожников их можно установить на "кенгурятник" и переднюю перекладину верхнего багажника. Фары дальнего света в редких случаях непосредственно закрепляют на решетку радиатора.
По конструкции вся навесная оптика – как противотуманные фары, так и фары дальнего света – делится на ксеноновую и галогеновую. Недавно стали производить и светодиодную навесную оптику, но она мало распространена и очень дорогая. Галогеновые фары оснащены по сути обычными лампами накаливания. За одним нюансом - внутри них содержатся пары йода или брома, которые улучшают характеристики светоотдачи. У ксеноновых фар свет получается по другим принципам. В них используются наполненные ксеноном газоразрядные лампы, для пуска которых нужен специальный блок. Ксеноновые фары головного освещения ближе к дневному свету по спектру и значительно мощнее, чем галогеновые. Но зато стоят дороже.
Навесная оптика радует разнообразием моделей. Можно подобрать и эллипсовидные фары с разной степенью вытянутости, и прямоугольные фары разнообразных размеров, и классические круглые фары. Размерность фар тоже многообразна: от малюсеньких размером со спичечный коробок для легковых машин, до прожекторов диаметром с блюдце для джипов. Производители ежегодно расширяют гамму моделей, совершенствуя конструкции, повышая потребительскую привлекательность. Например, многие фары комплектуют пластиковыми колпаками, которые служат для защиты от камушков. В последнее время стали популярными навесные фары дальнего света, которые при повороте подсвечивают обочину. В каждой фаре для этого стоит пара ламп, которые управляются специальным датчиком. При движении по прямой светит всего одна лампа. Когда автомобиль поворачивает, датчик активирует вторую лампу, освещая обочину.
На автомобиле общего назначения по закону кроме заводской оптики можно дополнительно устанавливать только один комплект противотуманной навесной оптики. И не более. Поэтому формально эксплуатация машины с дополнительной пары фар дальнего света запрещена. Однако по нашим дорогам колесят тысячи автомобилей с дополнительной навесной светотехникой, увешанные иногда "фонариками" от бампера до крыши. Их редко останавливают для штрафов, и не отправляют на штраф-стоянку. Инспекторы на практике лояльно относятся к дополнительной навесной оптике – но вправе и придраться!
Гораздо серьезнее дела обстоят с фарой-искателем и стробоскопами – полулегальными видами дополнительной навесной оптики. Стробоскопы – это небольшие фары, устанавливаемые под бампер или на него. Они оборудованы газоразрядными лампами, которые излучают в непрерывном режиме короткие импульсные вспышки. Напоминают вспышки фотоаппарата. У стробоскопов функциональной нагрузки нет – их назначение можно охарактеризовать как декоративное и имиджевое. К спецсигналам они не относятся, но нередко сбивают других водителей с толку. Поэтому их надоедливое мигание автоинспекторы расценивают как серьезное нарушение правил движения.
Фара-искатель – это фара дальнего света повышенной мощности. Ее, как правило, устанавливают на крыше автомобиля. Фару-искатель монтируют на платформе с электроприводом, который управляется из салона. Поэтому фара-искатель способна поворачиваться на 360 градусов, хорошо освещая дорогу и окружающую местность вокруг автомобиля. Эти фары свободно продаются, но считаются спецсредствами. Поэтому без разрешения по дорогам с ними ездить нельзя. Фарой-искателем желательно пользоваться вдали от цивилизации, двигаясь по лесам и полям. А на трассе во избежание штрафов ее лучше снимать.
Современный водитель вряд ли будет ставить навесные фары сам – большинство из них предпочтут подключение и профессиональный монтаж на станции. Для начала придется определиться с выбором включения навесных фар. Они могут включаться совместно со штатными фарами или отдельно. Первый вариант реализуется проще, однако такое включение при использовании не очень удобно. Получается либо "полная темнота", либо "полная иллюминация". Когда вся мощь света не нужна, водителям приходится приглушать свет фар колпаками. Но это решение проблемы не оптимально – фара потребляет энергию, а колпак нагревается. Гораздо удобнее вариант с отдельным включением навесной оптики. Можно включать и гасить дополнительные фары по своему усмотрению в любой момент. Для реализации этого решения пользуются свободной кнопкой на консоли или специальным выключателем.
При выборе дополнительной навесной оптики головного освещения нелишне поинтересоваться ценами, в том числе и на установку. Это прежде всего относится к вопросу выбора ксеноновых или галогенных фар. В среднем цены на установку ксеноновых фар в 2-3 раза выше. Стоимость работ также определяется необходимостью демонтировать бампер. В ряде моделей, где монтаж-демонтаж бампера процесс трудоемкий, стоимость установки дополнительных фар может превысить стоимость самих фар. В таких случаях можно фары установить не на бампер, а на "кенгурятник". Это будет и быстрее, и дешевле. Впрочем, деньги часто не играют большой роли. Ведь для многих водителей дополнительная оптика – это не столько функциональность, сколько брутальный стиль автомобиля.