Применение в двигателях внутреннего сгорания бесконтактной системы зажигания позволило повысить мощность двигателя, увеличить его экономичность, и снизить отрицательное воздействие на окружающую среду путём подачи большего разряда (20 – 30 кВ) к воздушно-топливной смеси, что обеспечивает её более качественное сгорание.
Бесконтактная система зажигания на ВАЗ: комплектность.
1. Выключатель зажигания.
2. Бесконтактный датчик.
3. Свечи зажигания.
4. Коммутатор.
5. Источник питания.
6. Катушка зажигания.
7. Реле зажигания.
8. Монтажный блок.
9. Датчик-распределитель зажигания.
10. Экран.
11. Высоковольтные провода.
В принципе, бесконтактная система зажигания на ВАЗ аналогична контактной системе зажигания двигателей внутреннего сгорания. Разница между ними заключается в использовании в бесконтактной системе зажигания иного датчика-распределителя зажигания с коммутатором.
Датчик-распределитель зажигания.
В системе зажигания бесконтактного типа двигателей внутреннего сгорания применяется датчик-распределитель зажигания, у которого вместо контактов прерывателя установлен бесконтактный датчик. Кулачок на валике заменён цилиндрическим экраном с прорезями. При попадании датчика в прорезь подаются управляющие импульсы, идущие на коммутатор.
Имеются следующие виды датчиков импульсов:
1. Оптический датчик.
2. Индуктивный датчик.
3. Датчик Холла.
В бесконтактной системе зажигания двигателей внутреннего сгорания в основном применяется датчик Холла. Он состоит из магнита, полупроводника, по которому при включённом зажигании проходит электрический ток экрана с прорезями, имеющего цилиндрическую форму. При вращении экрана магнитное поле воздействует на датчик через прорези, и, таким образом, управляющие импульсы попадают в коммутатор.
Датчик Холла долговечен, надёжен и имеет малые габариты, однако, он имеет и ряд недостатков: довольно высокая стоимость, постоянное потребление электроэнергии, так же датчик Холла не ремонтируется, а заменяется новым.
Коммутатор.
В системе зажигания бесконтактного типа коммутатор предназначен для прерывания тока в первичной цепи катушки зажигания в соответствии с сигналами, подаваемыми датчиком-распределителем.
При вращении коленвала двигателя датчик-распределитель (датчик Холла) создаёт управляющие импульсы, передаваемые на коммутатор, который управляет катушкой зажигания. Катушка, в свою очередь, преобразует ток низкого, в ток высокого напряжения, передающийся по высоковольтным проводам на свечи для воспламенения воздушно-топливной смеси.