Как сама конструкция, так и сам термин «кенгурятник» происходят из Австралии. Местные фермеры на своих автомобилях часто сталкивались с дикими кенгуру. И чтобы после каждой поездки не ремонтировать машину, стали навешивать фронтальную защиту. Кто калитку навесит, кто двери, кто доски. Спрос родил предложения. Вскоре автомастерские осознали потребности населения и стали изготавливать более эстетичные и более прочные металлические решетки. Когда на этот защитный аксессуар обратили внимание крупные игроки авторынка, но подошли к проблеме с научной точки зрения. Были проведены краш-тесты. Разработаны наиболее оптимальные формы и размеры «кенгурятника». Выяснилось, что навесная защита «кенгурятник» лучше всего амортизирует удар в виде полых металлических труб. А если их отполировать или «отхромировать», то автомобиль приобретает солидный внушительный вид. То есть, «кенгурятник» выполняет еще и имиджевую функцию.
Новый элемент декора и защиты настолько понравился автомобилистам, что стремительно распространился по всему миру. Однако триумф был омрачен одним фактом – высокой травмоопасностью «кенгурятника». Австралийских фермеров здоровье сбитых кенгуру не очень волновало. А вот на трассе и в городских условиях ситуация изменилась. Практика эксплуатации показала, что фронтальная защита действительно эффективно защищает автомобиль, на котором она установлена. Но очень сильно повреждает автомобиль, в который «врезается». Особенно плачевные последствия – при столкновении с малолитражками. Зоны сминания маленького автомобиля просто не хватает, чтобы полностью погасить удар при столкновении с джипом, увешанным «кенгурятником». Происходят аварии с тяжелыми последствиями.
Однако наибольший резонанс в обществе вызвали тяжелые последствия для пешеходов. Одно дело, когда пешехода сбивает машина с широким капотом. Площадь контакта большая – удар распределяется по телу – травмы меньшие. И совсем другое, когда в тело человека впиваются узкие стальные балки «кенгурятника». Удар получается точечным, сильно травмируя места удара. Столкновение с «кенгурятником» по силе сопоставимо с ударом бейсбольной битой. Статистика ДТП и краш-тесты окончательно подтвердили повышенную травмоопасность «кенгурятника». Первыми забили тревогу европейцы. Навесная защита в виде «кенгурятника» становится вне закона все в больших городах и странах.
Но «кенгурятники» уж очень полюбились владельцам джипов и прочих «крутых» автомобилей. Да и производители навесной защиты не хотят терять прибыльный рынок. Конструкторы многих стран стали искать решение проблемы повышенной травмоопасности. Для начала некоторые фирмы попытались вывести на рынок пластмассовые «кенгурятники». Они легко деформируются и при столкновении намного безопаснее. Но этот номер не прошел. Во-первых, «крутому водиле» не по статусу цеплять пластмассовые игрушки. Во-вторых, эксплуатационные характеристики оказались на порядок ниже, чем у металлических собратьев. Конструкторы стали дальше думать. И некоторые фирмы разработали модели, соответствующие всем европейским нормам безопасности.
Одной из самых безопасных признана навесная защита немецких разработчиков. Их «кенгурятник» изготовлен из специальных композитных материалов. Его принципиальная особенность – это трубы с изогнутыми пружинящими участками, монолитно соединяющими нижнюю и переднюю части. Эти изгибы выполняют функцию энергопоглощающего элемента. Он призван при столкновении плавно гасить силу удара, отчего травматизм пешеходов заметно снижается. Краш-тесты, проведенные Германским Федеральным исследовательским институтом дорожного движения, доказали, что «кенгурятники» новой конструкции не только вписываются в допустимые нормативы Евросоюза, но и заметно ниже предельных значений. Например, при столкновении манекена с автомобилем, оснащенным модернизированной навесной фронтальной защитой «кенгурятником» на скорости 40 км/ч, зафиксированы следующие результаты:
- Деформация на «излом кости» оказалась в диапазоне 3. 1 – 2. 7 мм. Притом, что допустимый максимум - 6 мм.
- Тест на «смещение кости» составил около 5 градусов. А это всего 25% от допустимых 21-го градуса.
То есть, при имитации типичного в городских условиях дорожно-транспортного инцидента с участием пешехода и автомобиля, оснащенного «кенгурятником», человек получает гораздо меньшие травмы. Результаты с большим запасом соответствуют требовательным европейским нормативам по травмированию пешехода автомобилем. Новый «кенгурятник» оказался даже безопаснее многих моделей легковых автомобилей, особенно выпущенных пять и более лет назад. Как видим, конструкторы реабилитировали так полюбившийся «кенгурятник» и даже сделали его более безопасным, более современным, более «крутым».