На крестовины рулевого кардана постоянно оказывается нагрузка. Любые перемещения руля через крестовину передают усилие на колёса. Со временем это приводит к износу крестовин. Симптомами неисправностей служат люфт (свободный ход) рулевого колеса, стук в руле во время преодоления неровностей дороги, скрежет, скрипы при поворотах рулевого колеса во время движения и на месте.
Замена крестовины рулевого кардана
Ремонт крестовины не представляется возможным. Конечно, выработку в посадке можно расточить и запрессовать втулку. Однако надёжность такой конструкции окажется под вопросом. Да и стоимость крестовины не так высока, чтобы тратить время на её реставрацию. Нельзя списывать со счетов и усталость металла: раз посадка уже просела, значит деталь уже выработала свой ресурс. Поэтому надёжнее просто заменить крестовину на новую. Рассмотрим процесс замены крестовины рулевого карданного вала на примере популярного автомобиля Рено Клио.
- Всю работу можно проделать без лазаний под автомобиль. Однако подъёмник или яма облегчат работу. Для лучшего освещения можно открыть капот. Для безопасности с аккумулятора скиньте клемму.
- Снимаем переднее левое колесо и отгибаем наружный пыльник крестовины, которую собираемся заменить.
- Руль поворачиваем таким образом, чтобы можно было открутить гайку крепежа вилки к штоку рейки. Гайку удобно откручивать небольшой трещоткой с головкой на 13 мм и удлинителем 10 см. Выбиваем и достаём болт.
- На данном этапе работу с колёсной аркой мы закончили, поэтому для безопасности наживляем снятое колесо обратно.
- Вытягиваем внутренний пыльник из салона наверх. Снимаем пластиковый кожух на рулевой колонке, окрутив 3 самореза с шестигранными головками.
- Снимаем крышку руля. Откручиваем болт крепления рулевого колеса. Руль сдвигаем.
- Откручиваем болтик крепления блока переключателей. Демонтируем блок, отсоединив три клеммы.
- Кардан протаскиваем в салон и вытаскиваем из направляющего кронштейна. Заодно проверяем состояние подшипника рулевого вала. Если он разбит, выбиваем и меняем на «нулёвый».
- Демонтируем старую крестовину рулевого кардана. Часто она намертво прикипает, возможно потребуется помощь сварщика.
- Запрессовываем (например, тисками) новую крестовину, желательно сертифицированную. В колпачки новой крестовины добавляем смазку для подшипников и карданных крестовин. По краям колпачков зубильцем можно сделать пару насечек.
- Установку проводим в обратном порядке.
- Перед затягиванием вилки болтом, надо убедиться, что рулевой вал не слишком опустился вниз. Ориентируйтесь, что от рулевой рейки до края вилки должен быть зазор три миллиметра. Иначе после монтажа руль будет тяжело вращаться. Обе крестовины вала также обрабатываем вышеуказанной смазкой.
- Осталось установить пыльник, затянуть колесо и подсоединить клемму аккумулятора.
Если действия выполнены правильно, исчезнет люфт руля, посторонние скрипы, вибрация. Средний срок службы новой крестовины 50-70 тыс км. На автомобилях других марок замена крестовины будет очень похожей. Отличия будут разве что в способах крепежа демонтируемых элементов.