Гибридные автомобили уже примелькались на подиумах международных автошоу, но на отечественных дорогах пока смотрятся непривычно. А ведь по стране колесит уже много таких автомобилей. Но почему все так мало знают о «гибридах»? Поэтому мы рассмотрим для примера гибридный автомобиль Honda Civic Hybrid.
В «гибриде» всё просто. Двигатель внутреннего сгорания, генератор, провода, много аккумуляторов, хитрая коробка передач и один маленький компьютер — всё работает как единый механизм. Вообще, идея схемы «двигатель-генератор-электромотор» впервые использовалась (и до сих пор применяется) на карьерных самосвалах и тепловозах. Ведь обычная трансмиссия с механической связью между двигателем и колесами для них не годится из-за огромных нагрузок, дороговизны изготовления и неэффективности сверхпрочной и сверхтяжелой системы. Теперь всё это есть и на гражданских автомобилях.
Но Honda пошла еще дальше. Между двигателем и коробкой передач, на месте, где у обычного автомобиля находится сцепление, установлен мотор-генератор — фирменное изобретение. Энергия накапливается в аккумуляторах, установленных за спинками задних сидений и занимающих всего 40 литров багажного отделения. Так и унификация с обычным автомобилем повысилась, и количество механизмов уменьшилось. А значит, автомобиль стал надежнее. Заглянувший под капот обыватель задает вопрос: «А где тут что? Я только обычный двигатель вижу». Но опытный и пытливый тест-пилот знает, что против физики не попрешь, и все там есть — спрятано под капотом. И вправду, создается впечатление, что обычный двигатель обвили оранжевыми шлангами.
Впрочем, снаружи есть несколько заметных отличий от обычного седана Civic. Задний спойлер и специальные литые диски особого дизайна создают меньшее сопротивление воздушному потоку, и, снижая коэффициент аэродинамического сопротивления, помогают экономить топливо.
Внутри — особенная панель приборов, показывающая уровень зарядки батарей. Кроме того, есть индикатор, по которому можно судить, накапливает ли в данный момент автомобиль электроэнергию или потребляет накопленную. Собственно, ориентируясь на показания этого прибора, можно начать кампанию по экономии топлива. Assist — белая полоска ползет вверх, электромотор помогает бензиновому двигателю. Чем больше давим педаль газа, тем выше показатель. И наоборот, притормаживаем или катимся с горки — шкала Charge ползет вниз. Становится зеленой — заработал механизм рекуперации, батарея заряжается, а автомобиль замедляется. Надавишь на тормоз сильнее — в дело вступят обычные тормозные колодки, однако батареи все равно продолжат заряжаться. Экономия особенно заметна, когда держишь Assist в пределах 2/3 шкалы, а перед светофорами тормозишь так, чтобы Charge укладывался в 2/3-3/4 шкалы.
Управлять этим автомобилем нужно еще научиться. Во многом расход топлива зависит от стиля вождения. Первая же поездка в обычном городском режиме может привести к «бешеному» расходу в 7,2 литра на сотню. Но через пару километров практики этот показатель наверняка упадет до 5-5,5 л, а потом и вовсе доэкономится до считанных литров.
Ураганной динамики в этом автомобиле нет, но гибридный Civic на удивление бойко едет в городском потоке, и нет нужды особенно «крутить» двигатель. Казалось бы, с чего такая тяговитость. Ведь объем у моторчика скромный, всего 1,3. Но ведь на разгоне к «бензиновым» 95 л.с. добавляются еще 20 л.с. «электрических», а суммарный крутящий момент возрастает до приличных 170 Нм!
Тахометр тут кажется лишним — смотришь на него, только когда стоишь на месте. А при разгоне он не нужен из-за своеобразной работы коробки-вариатора. После нажатия на акселератор мотор раскручивается до оборотов максимального крутящего момента — и лишь затем следует разгон, по мере которого вариатор меняет передаточное отношение. После нажатия на акселератор мотор раскручивается до оборотов максимального крутящего момента, где стрелка и «застревает». А дальше вариатор просто меняет передаточное отношение.
При остановке на светофоре или в пробке срабатывает Auto Stop, впускные клапаны закрываются и двигатель останавливается. На приборной панели загорается мигающий индикатор. Но стоит отпустить педаль тормоза, как двигатель моментально и с едва заметной вибрацией заводится — можно ехать.
Пожалуй, на этом различия с обычными Civic-седанами и заканчиваются. Тот же приятный внешний вид без дизайнерских извращений. Он словно подчеркивает экологическую чистоту и экономичность гибридного автомобиля Honda Civic Hybrid. У авто та же отличная управляемость и хорошая плавность хода, ведь гибридная установка очень компактна и никак не влияет на развесовку. Тот же удобный салон. И всё же, она по настоящему заряжена!
Технические характеристики Honda Civic Hybrid.
Двигатель
Тип |
Бензиновый + электромотор-генератор |
Рабочий объем,см3 |
1339 |
Макс. мощность, л.с. при об/мин |
95/6000 (ДВС) + 20/2000 (электромотор); общая 115/6000. |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин |
123/4500 (ДВС) + 103/1160 (электромотор); общий 170/2500
|
Трансмиссия |
|
Тип привода |
передний |
Коробка передач |
CVT (бесступенчатый вариатор) |
Ходовая часть |
|
Подвеска передняя |
независимая, пружинная, McPherson |
Подвеска задняя |
полунезависимая, пружинная |
Динамика |
|
Время разгона 0-100 км/ч, сек. |
12,1 |
Максимальная скорость, км/ч |
185 |
Расх. топл. в загор. цикле, л 100 км |
4,3 |
Расх.топл. в гор. цикле, л/100 км |
5.2 |
Расх. топл. в смеш. цикле, л 100 км |
4,6 |
Габаритные размеры |
|
Тип кузова |
седан |
Длина/ширина/высота, мм |
4545/1750/1430 |
Колесная база, мм |
2700 |
Минимальный дорожный просвет, мм |
145 |
Объем багажника, л |
350 |
Дополнительные данные |
|
Снаряженная масса, кг |
1293 |
Полная масса, кг |
1750 |
Объем топливного бака, л |
50 |
Размерность шин |
195/65R15 |
Плюсы Honda Civic Hybrid.
- Рекордно низкий расход топлива.
- Тишина и плавность работы гибридной установки.
- Приличная динамика для малолитражки.
Минусы Honda Civic Hybrid.
- Работа вариатора требует привыкания.
- Объем багажника уменьшился на 40 литров.
- Цена не очень соответствует автомобилям гольф-класса.