Трансмиссия – это комплекс агрегатов и механизмов, которые соединяют коленчатый вал движка авто (вал с маховиком) с ведущей парой колес авто. Принцип работы трансмиссия предполагает передачу вращения (вращающего момента) от мотора к ведущим колесам. Именно трансмиссия дает возможность водителю менять показатель вращающего момента, а в случае необходимости движения задним ходом и направление вращающего момента. Легковые автомобили можно разделить исходя из того, какие колеса вращает трансмиссия, на переднеприводные, заднеприводные и полноприводные.
Рассмотрим цепь операций передачи вращающего момента. Сначала двигатель, затем размещается сцепление, после него – коробка передач, затем карданная передача (карданный вал), мост (задний или передний), это главная передача, включая дифференциал и полуоси, которые снабжены шарнирами «равных угловых скоростей» (ШРУС), к которым, собственно, и крепятся ведущие колеса. Необходимо заметить, что на машине с передним приводом вращающий момент «вертится» как раз под капотом, ведь все трансмиссионные агрегаты располагаются именно там.
Необходимо коротко остановиться на ШРУСах – эти специальные шарниры, которые делают возможным передавать вращающий момент на передние ведущие колеса, без учета их положения (все равно, повернуты они или нет).
Рассмотрим подробнее устройство и принцип работы трансмиссии переднеприводного авто, включающее в себя:
·во-первых, это сцепление, которое обеспечивает связь между двигателем и коробкой передач;
·во-вторых, это сама коробка передач, ее основное назначение - осуществление подачи и перераспределение мощности и вращающего момента от двигателя автомобиля к приводным валам колес;
·в-третьих, собственно приводные валы.
Трансмиссия современного автомобиля - это, пожалуй, самый важный механизм, передающий динамические характеристики двигателя. Даже если у автомобиля слабый двигатель, то вовсе не обязательно, что он должен быть медленным - если верно подобрать передаточные числа, то и такой автомобиль станет быстрым.
Коробки передач в современных автомобилях используются двух типов: синхронизированные коробки передач и несинхронизированные (кулачковые). А если рассматривать их отличия по принципу переключения: простые (иначе Н-схема) или секвентальные (с последовательным выбором передач).
В автомобилях с передним приводом уровня гоночных машин используют несинхронизированные коробки передач, которые имеют ряд преимуществ:
·они в состоянии выдержать больше нагрузок (благодаря специальной форме зуба шестерни и принципу зацепления);
·требуется меньше времени для переключения коробки передач, поскольку возможно неполное выжимание сцепления;
·не разрушаются синхронизаторы.
Однако для движения автомобиля по городским дорогам в обычном режиме кулачковые коробки передач совершенно непригодны: они очень шумные, очень жесткие в процессе переключения передач, и крайне недолговечные. И еще один немаловажный фактор - они очень дорогие, по сравнению с обычными, и нуждаются в постоянном квалифицированном обслуживании.
Что же касается сравнения синхронизированных и обычных коробок передач, то первые отличаются от вторых лишь передаточными числами. В некоторых моделях авто существует возможность установить шестую передачу. При верном подборе передаточных чисел таких компонентов, как: первичный вал главной пары редуктора и ведомые шестерни вторичного вала, то трансмиссия будет работать согласованно, ну просто как швейцарские часы. На подбор передаточных чисел влияют показатели мощностных и моментных характеристик двигателя, диаметр колес, а главное - это пожелания владельца автомобиля.
Давайте проанализируем такой интересный показатель, как передаточное число.
Передаточное число - это отношение количества зубцов ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни. Полученное число - это коэффициент передачи, чем больше число, тем короче и мощнее передача, и, соответственно, двигатель в короткий промежуток времени выкручивает количество оборотов, необходимое для разгона, но водителю придется часто переключать передачи. И в конечном итоге – незначительное снижение максимальной скорости на каждой отдельной передаче.
Увеличение передаточного числа в главной паре редуктора - это основное средство увеличение разгонной динамики автомобиля.
Кроме всего прочего, устройство трансмиссии переднеприводного авто предполагает специальные тюнинговые ряды передач (они еще называются коммерческими рядами).
В некоторых авто присутствует такая картина: даже в случае, если выжать до упора двигатель на первой скорости, а затем переключить на вторую, то обороты зачастую резко падают, кроме того, ухудшается динамика. А происходит это из-за большой разницы между передаточными числами между передачами. А основное назначение тюнинговых рядов - это обеспечение уверенного и равномерного разгона авто на всех передачах. И происходит следующее: первая передача, если сравнивать с обычной, чуть-чуть понижена. Получаем результат: динамика немного ухудшается, но сама передача теперь длиннее, а если совместить это с главной парой редуктора (4, 3), то машинка получается просто сказка. Вторая передача приближается к первой передаче, и пропадает скоростной провал. Далее передачи, третья и пятая, соответствуют стандартным. Четвертая передача максимально приближена к третьей, а шестая – соответственно, к пятой. И получаем не просто деление на скорости, а практически плавные переходы – вместо рывков.
Кроме всего перечисленного, специалисты советуют устанавливать дифференциал повышенного уровня трения. Существенное преимущество данного авто с данным приспособлением становится заметным в весьма неприятной ситуации – если колесо начинает пробуксовывать. В таких случаях за счет запуска блокировки полуоси приобретают жесткую связь. Колесо, имеющее нормальное сцепление с поверхностью, начинает вращаться. Блокировка отключается только после того, как вращающий момент между полуосями уравнивается, и, разумеется, дифференциал далее функционирует в штатном режиме.
Если в авто установлена система блокировки, то сцепление с дорожным покрытием значительно улучшается, а это повышает уровень управляемости автомобиля.
Последний элемент в списке устройств работы трансмиссии переднеприводного авто - это, конечно, приводные валы. Если все-таки модернизируют трансмиссию, то применяют специальные приводные валы и к ним шарниры (очень хорошего качества бывают советского производства и немецкой компании GKN-Lobro).