Ныне Правила дорожного движения в России категорически запрещают ездить не пристёгнутыми, под угрозой (о, мечта гибддешника! ) очень не маленького штрафа. Эксплуатация машины с не работающими ремнями безопасности также строго воспрещена. Но часто даже работающие ремни безопасности используются далеко не всегда, поскольку потребитель не может (правила пользования написаны настолько невнятно) разобраться, как ремни укоротить или удлинить. Безопасности человека при составлении договора страхования многие страховые компании вводят в него пункт, позволяющий не выплачивать в случае ДТП возмещение не пристегнутому водителю и пассажирам даже в случае серьезных травм.
Считается, что ремни безопасности – это недорогое, но достаточно действенное средство защиты находящихся в салоне автомобиля от серьезных травм в случае дорожно-транспортного происшествия. И действительно, ведение ремней безопасности ощутимо сократило число травм и смертей на дорогах всего мира.
Ремни безопасности представляют собою прочную ленту, которая в случае аварии препятствует резкому перемещению всех находящихся в салоне. Они изготавливаются из особо прочных синтетических материалов - капрона, лавсана, нейлона и других, сочетающих высокую прочность на разрыв с эластичностью.
При серьезном столкновении авто с неподвижным препятствием для среднестатистического человека его грудь должна перемещаться менее чем на 300 мм. , а ее сжатие — не превышать 75 мм. , при усилии от ремня безопасности до 1, 1 тонны.
Прочность ремней безопасности определяется как способность выдержать нагрузку в 24000-30000 ньютонов при столкновении – образно говоря, удержать слона. Эта прочность определяется свойствами материала, из которого изготовлены нити и их плотностью, при соответствующем ограничении ширины и толщины ленты.
Принимая уровень максимально допустимого удельного давления, действующего на тело человека в случае аварии, лямки ремней безопасности должны быть не уже 46 мм. , при толщине до 1, 6 мм. , у обычных ремней и 1, 2 мм. , - для ремней с втягивающими устройствами. Эти нормы могут быть несколько ниже у ремней безопасности автомобилей, произведенных в странах Юго-Восточной Азии, где преобладают люди некрупного телосложения. На это стоит обращать внимание, приобретая подержанные азиатские модели, во избежание проблем на дороге.
Однако даже наличие ремней безопасности (даже если их и застегнуть) еще не гарантирует неуязвимости их пользователю. Во-первых, ремень безопасности лишь снижает риск травм при автоаварии, да и то при соблюдении целого ряда условий. Во-вторых, несмотря на кажущуюся простоту конструкции, ремень безопасности – сложное устройство, ошибки в эксплуатации которого могут стоить очень и очень дорого.
Самая типичная ошибка при эксплуатации ремня безопасности – желание застегнуть его таким образом, чтобы он вообще никак не стеснял движений (в идеале – просто набросить, не застегивая). В результате подобного «стремления к свободе» становится ситуация, когда тормозящий эффект ремня безопасности резко уменьшается или отсутствует вообще.
Чтобы использование ремня безопасности было действительно эффективным, надо отодвинуть водительское сиденье как можно дальше от рулевого колеса для того, чтобы при аварии исключить удар водителя (при максимально растянутом ремне безопасности) об рулевое колесо или колонку. С таким же расчетом и переднее пассажирское сидение отрегулировать так, чтобы исключить при максимальном натяжении ремня безопасности удар об лобовое стекло или выступающие детали в салоне автомашины.
Правда, стоит помнить, что пристегнутому водителю нужно еще как-то управлять машиной, по возможности, без помех со стороны этого самого ремня безопасности. Для этого рука должна туго входить под ремень безопасности на уровне груди, по возможности не сдавливая живот и остальные части организма водителя. Ни в коем случае нельзя закреплять ремень безопасности перекрученным – печальный опыт свидетельствует, что подобная «мелочь» часто становится причиной серьезнейших травм.
Сейчас на наших дорогах самыми распространенными являются диагонально-поясные ремни с аварийно-запираемым втягивающим устройством. Часто их называют инерционными, чтобы отличать от самых простых, статических ремней безопасности. Втягивающее устройство, в соответствии со своим названием, затягивает застёгнутый ремень без слабины, а при отсутствии человека на сидении – убирает ремень в исходное положение, не создавая помех внутри салона.
Свое место в автомобилях заняли усиливающие эффективность ремней безопасности преднатяжители и ограничители усилий. В случае аварии преднатяжители сокращают расстояние между грудью пассажира и ремнём безопасности, подтягивая его. Они приводятся в действие процессором, который сравнивает получаемые в момент аварии сигналы с пороговыми. Самые современные из них успевают среагировать еще до столкновения, помогая людям, что называется, отделаться легким испугом. Действуют они на втягивающее устройство, натягивая лямки одновременно.
Ограничители удерживающего усилия понижают риск травм от самих ремней безопасности. В случае если усилие на ремень достигает предельного значения, то ограничитель удлиняет лямку ремня. При снижении усилия ремень снова блокируется.
Стандартным вариантом комплектации современного автомобиля ремнями безопасности является следующий: на передних и задних сиденьях устанавливаются инерционные боковые ремни безопасности, а на заднем сидении средний ремень - статический. Ремни безопасности водителя и переднего пассажира оснащены системой предварительного натяжения ремней при лобовом столкновении.
Иногда бывает, что ремень безопасности слишком сильно натянут, что не только снижает удобство поездки, но и может стать причиной травм даже при несильном столкновении. Как удлинить ремни безопасности? – это вопрос волнует многих. Для того чтобы удлинить ремни безопасности, нужно повернуть пряжку перпендикулярно ремню и потянуть за длинный его конец.