Изменения инициировал президент Медведев, чтобы уменьшить коррупционную составляющую при техосмотре транспортного средства. Во многих местах эта процедура стала формальной и проходилась за взятки. Парламентарии так же поддержали эту идею, хоть и не сразу.
Законопроект отменяет прохождение техосмотра для новых автомобилей и передает эту процедуру коммерческим техническим станциям, выводя из-под контроля МВД. Без талона ТО будет невозможно оформить полис ОСАГО.
Председатель Российского союза автостраховщиков Павел Бунин отметил, что это решение выглядит логичным. Союз автостраховщиков в силах организовать эффективную и удобную систему прохождения техосмотра. Но главным плюсом новой системы является то, что страховые фирмы кровно заинтересованы в качественном (а не формальном) техосмотре. Ведь около трети аварийных ситуаций происходит из-за неисправности транспортных средств. А ведь ущерб от аварий покрывают страховые кампании.
Еще один принципиальный момент. Чтобы исключить случаи подкупа при прохождении ТО, законопроект предусматривает существенное повышение материальной и иной ответственности специалистов, которые проводят процедуру технического осмотра. Оператору придется возместить ущерб, причиненный неисправностями, которые при прохождении ТО не были выявлены.
Кстати, союз страховщиков будет проводить аккредитацию операторов на право проводить техосмотр транспортного средств передвижения. Чтобы аккредитоваться техническим центрам, они должны обладать необходимым оборудованием, содержать в штате как минимум одного техэксперта, иметь возможность ежедневно передавать данные о результатах техосмотра в общероссийскую базу данных, и соответствовать целому ряду других требований.
Помимо процедуры аккредитации Российский союз страховщиков будет осуществлять надзорные функции и проводить проверки при поступлении жалоб. Еще на союз страховщиков возложена функция по учету бланков техосмотра. Обеспечение бланками технического осмотра будет осуществляться по принципам обеспечения бланками полисов ОСАГО. Без талона ТО будет невозможно заключение автовладельцем договора ОСАГО. Схема такая: страхователи договора ОСАГО передают страховщику талон техосмотра, а в полис ОСАГО будет вноситься дата истечения его срока действия.
Согласно новому законопроекту, автовладелец сам будет выбирать сертифицированный пункт, где проведут техосмотр средства его передвижения. Размер оплаты за ТО определяется дифференцировано и зависит от региона, транспортного средства и объема работ. По предварительным расчетам плата за услуги будет колебаться в размерах 1, 5-3 тысячи рублей.
Однако не смотря на принятый закон, у водителей возникают ряд существенных вопросов. Во-первых, не придумают ли в МВД новые схемы контроля за техосмотром. Во-вторых, уменьшится ли реально коррупция. В-третьих, как после приобретения подержанного автомобиля его владелец будет добираться до нужного технического центра, ведь без полиса ОСАГО передвижение транспортного средства запрещено. А талон техосмотра планируют выдавать непосредственно с полисом ОСАГО.
Вступление закона о техосмотре транспортных средств в силу запланировано с 1. 01. 2012 года.