Конструкции гидрокомпенсаторов для двигателей SOHC и DOHC не имеют принципиального различия и состоят из неразборных компактных устройств. Так у двигателя SOHC вставляется в гнездо в плече коромысла клапана, а у двигателя DOHC установка производится в гнездо головки блока цилиндров.
Пример, приведенный в статье, взят из описания работы двигателя SOHC. Отличия приемов при работе двигателя DOHC, упоминаются отдельно. Итак: как прочисть гидрокомпенсаторы на автомобиле?
В работающем двигателе клапана начинают стучать по разным причинам, некоторые из них описаны ниже:
1. Попадание воздуха в надплунжерные полости гидрокомпенсаторов происходит при наличии крайних уровней масла в картере: или высокого, или низкого. Длительная стоянка автомобиля на спуске приводит к созданию такой же ситуации.
2. Появление грязи на прецизионных поверхностях гидрокомпенсатора зазоров в механизме привода клапанов, образованного шламом из моторного масла очень низкого качества или не была произведена своевременная замена масла, повреждение, непосредственно, масляного фильтра.
3. Преждевременный износ гидрокомпенсаторов, при этом, возможно некачественное изготовление гидрокомпенсаторов.
4. Если прокачка или промывка гидрокомпенсаторов не дает положительных результатов по восстановлению нормальной работы гидрокомпенсаторов, то раздумывать долго не надо, поскольку их конструкция является неразборной. Для этого необходимо запустить двигатель. Услышав звук постороннего шума в зоне крышки головки блока, который появился сразу же после запуска двигателя и изменяет тональность и силу постороннего звучания, при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя, то это может говорить только о неисправности гидрокомпенсаторов. В том случае, когда посторонний шум появился не сразу после запуска двигателя и не изменил тональность звучания, после увеличения частоты вращения коленчатого вала, то работа гидрокомпенсаторов не является причиной подобной неисправности. Характер такого шума дает понять, что причину надо искать не в двигателе авто. Поэтому только тогда, когда вы окончательно убедитесь, что появление постороннего шума в работающем двигателе обусловлено только плохой работой гидрокомпенсаторов, то произведите их замену.
5. Прогревая двигатель до нормативной температуры, вы убеждаетесь, что посторонний шум или исчез, сосем, или уменьшился, то вам просто необходимо прочисть на автомобиле гидрокомпенсаторы.
6. Если шум не исчезает, то причиной может являться банальное попадание воздуха в гидрокомпенсаторы. В таком случае они (гидрокомпенсаторы) меняются.
6. Причина попадания воздуха может возникнуть при низком уровне масла. При работе масляного насоса в картере происходит совместный захват масла и воздуха. При крайнем высоком уровне происходит взбалтывание масла, а противовесы коленчатого вала вспенивают масло. Когда автомобиль длительный период времени стоит на уклоне, то происходит вытекание масла из масляных каналов и из полостей гидрокомпенсаторов. Произведя запуск двигателя, требуется время для подвода масла к гидрокомпенсаторам. В этот момент и происходит попадание воздуха.
В подобных ситуациях, когда масло попадает вместе с воздухом в надплунжерную полость гидрокомпенсатора, то в момент открытия клапана будет происходить сжатие воздуха, находящегося внутри этой полости, тогда в этот момент гидрокомпенсатор будет недожат, что и приведет к появлению столь характерного стука работы клапанного механизма, на котором увеличены зазоры. Прочистка гидрокомпенсаторов это работа, которая занимает не так много времени.
Для устранения из гидрокомпенсаторов необходимо выполнить следующее:
1. Произвести проверку уровня масла в картере двигателя, в случае необходимости долить и довести показатель до нормального уровня.
2. Снова произвести запуск двигателя, прогревая в течение одной-трех минут.
3. Произвести варьирование частоты вращения коленчатого вала до максимума с последующим резким уменьшением до минимума. После работы двигателя в течение пятнадцати секунд, цикл вращения вала повторить. При исправных гидрокомпенсаторах, после проведения десяти-тридцати подобных циклов, шум исчезнет.
4. При этом положительном результате, цикл по удалению воздуха повторяется еще пять раз.
5. После трех минутной работы двигателя в режиме холостого хода, окончательно убедитесь, что шум механизма привода клапанов исчез.
6. Если вы не достигли положительного результата, то выявляются неисправные гидрокомпенсаторы, которые надо прочистить на автомобиле.
Не надо забывать и такой момент, что при образовании большого зазора плунжерная пара может заклиниться. Предвестники подобной ситуации – это появление характерных хлопков в системе впуска, а также появление стрельбы в выхлопном тракте.
Стоимость работы по замене компенсаторов не из дешевых удовольствий. Поэтому автовладельцам лучше заниматься предупредительной профилактикой механизмов и устройств двигателя, чем в спешном порядке приобретать новые детали и производить замену старых, ибо стоимость только одного нового гидрокомпенсатора в зависимости от типа и модели автомобиля, уменьшит содержимое кошелька любого водителя авто в пятьсот-шестьсот рублей.