Ситуация стала меняться в эпоху быстрого развития техники, которая получила название «промышленной революции». С одной стороны, колоссальный прогресс металлургии, сделавший качественную сталь повсеместно распространенной и сравнительно недорогой, способствовал ее использованию в качестве основного конструкционного материала для производства емкостей для перевозки и хранения жидких грузов. С другой стороны, с появлением двигателей внутреннего сгорания тысячекратно выросла потребность в емкостях для транспортировки капризных и опасных нефтепродуктов. Так родилась автоцистерна, прямой потомок известной еще в странах Древнего Востока запряженной ослом водовозной бочки, но на совершенно новом техническом уровне.
Многократно расширилась номенклатура перевозимых в цистернах грузов – сегодня это нефть и нефтепродукты, октан, бутан, сжиженный бытовой газ, жидкие пищевые продукты, аммиак под давлением, низкотемпературная двуокись углерода, деготь и разогретый битум. Несколько особняком стоят цистерны для перевозки сыпучих грузов, в первую очередь - цементовозы и муковозы. И особенное место в исследовании тематики необходимо отвести такому понятию как устройство, обслуживание и ремонт автоцистерн.
Что ж, обслуживание автоцистерн необходимо начать с рассмотрения назначения современных автоцистерн. Автоцистерна сегодня, несмотря на долгую историю своего развития, чаще всего по-прежнему представляет крытый, в виде большой бочки (цилиндра), кузов, устанавливаемый на шасси автомобилей или даже тракторов разных марок. Впрочем, они могут иметь не только цилиндрическую, но и коническую, и прямоугольную форму, а могут быть эллиптическими и полуэллиптическими, или даже в форме половинок песочных часов – для муки, цемента и других сыпучих грузов.
Материалом для изготовления внутренних секций цистерн обычно является нержавеющая сталь, впрочем, не редкость и обычная. Емкости цистерн, как правило, колеблются от 0, 8 кубометра и до 15 «кубов» (большие или меньшие цистерны обычно изготовляются только по специальным заказам), и помимо автомобильных и тракторных шасси, они монтируются также на прицепы и полуприцепы. Особняком стоят военные цистерны, предназначенные для заправки техники в «горячих точках», которые могут размещаться внутри бронетранспортеров и боевых машин пехоты, но они достаточно редки.
Особые требования предъявляются к цистернам, которые перевозят пищевые продукты, и, соответственно, они имеют наиболее сложное среди остальных автоцистерн устройство. Изготавливают их специальными методами, и особая конструкция включает в себя внутренний слой, который отделывается безопасными для человека материалами, не взаимодействующими с перевозимыми продуктами. Большинство автоцистерн для перевозки пищевых продуктов имеет еще и термоизоляционный слой, препятствующий охлаждению или нагреванию перевозимых продуктов. Такой слой за десять часов не позволяет температуре измениться больше, чем на двадцать градусов, при разнице температуры перевозимой жидкости и наружного воздуха в тридцать. Многие автоцистерны конструктивно оснащены специальным отсеком, в котором установлена система принудительного заполнения цистерны и слива ее содержимого. Это значительно ускоряет заполнение и разгрузку цистерны, что, естественно, резко снижает простои техники.
Цистерны для воды и других жидкостей невысокой плотности оснащают, как правило, водяным насосом и/или мотопомпой, барабаном для заправочного или сливного рукава, другим оборудованием.
Повышенная пожароопасность автоцистерн и прицепов для перевозки нефтепродуктов заставляют оснащать их указателями уровня топлива, дыхательными клапанами, которые предназначены для сброса избыточного давления в атмосферу, сливными патрубками, топливными фильтрами, противопожарным оборудованием, другими средствами. Схоже оборудуются цистерны-топливозаправщики, передвижные автозаправочные станции, хотя они дополнительно комплектуются более точными приборами учета и более мощным противопожарным оборудованием. Своя специфика у сходных по назначению, но все же отличающихся характером перевозимого груза специальных цистерн-газовозов, которые предназначены для транспортировки, временного хранения и обеспечения сжиженным газом стационарных газовых заправок, газобаллонных машин и бытовых газовых баллонов.
Ко всем этим цистернам предъявляются очень высокие требования безопасности, такие, как заземление корпуса цистерны, специальные волнорезы, которые гасят колебания перевозимой жидкости и не дают ей загореться. Температура груза во всех цистернах, перевозящих нефтепродукты, не должна превышать восьмидесяти градусов, исключение здесь составляют только битумовозы, перевозящие битум при температуре до 230 градусов.
Ремонт автоцистерн и описание его технологических особенностей - это сложный многокомпонентный процесс. Поэтому устройство автоцистерн, в силу специфики ее назначения и оборудования, является сложной технической задачей, которая под силу только специализированным, хорошо оснащенным соответствующим оборудованием предприятиям.
Для полного восстановления первоначальных свойств большинства цистерн, как правило, необходимы следующие виды работ:
- восстановление герметичности цистерн,
- восстановление их геометрии,
- ремонт и обновление насосного оборудования.
В процессе ремонта также восстанавливаются или заменяются на новые и вспомогательные узлы - запорная арматура, насосные и сливные агрегаты, сальники и уплотнители, противопожарное, навесное оборудование, приборы учета и т. д.
Качество ремонтных работ необходимо подтверждать приборным контролем, включающим проверку качества сварных швов, состояние металла самой цистерны, герметичность трубопроводной и запорной арматуры, производительность насосного и сливного оборудования и так далее.
Хотя сложный ремонт автоцистерны – удовольствие не из самых дешевых, но, с учетом ее высокой первоначальной стоимости, вполне оправданное.