К сожалению, сегодня, в эпоху свободного рынка, по-прежнему действует открытый еще полтора века назад Марксом закон – работают одни, а хорошо живут с их трудов совсем другие. Поэтому, задавшись вопросом - "Стоит ли работать на своем авто в такси? " – нужно понимать, что всякий, кто выехал на дорогу с целью заработать – объект пристального и недружелюбного внимания как со стороны конкурентов, так и алчной своры «мастеров машинного доения» - налоговых инспекторов, новомодной дорожной полиции, диспетчеров, предлагающих свои услуги в подборе заказов (за немалую долю от выручки), работников автосервиса, бензозаправок и автостоянок – список можно продолжать бесконечно. И каждый считает своей святой обязанностью как можно глубже залезть в карман выехавшего на заработки водителя. А есть и еще не совсем адекватные пассажиры, да и выручка таксиста и его авто – также привлекательная добыча для криминального элемента. В общем, путь желающего работать в такси розами отнюдь не устлан.
И еще немного расчетов. В среднестатистическом российском городе таксист на своем автомобиле, работая по двенадцать, а то и все шестнадцать часов в сутки без праздников и выходных, имеет шанс заработать (в зависимости от ситуации) от восьми до десяти тысяч рублей. Деньги, особенно для провинции, казалось бы, не самые маленькие. Но это, так сказать, приход. Дальше начинаются расходы - амортизация и техническое обслуживание машины – здесь и масло, и резина, и всякий мелкий, но стоящий порой немалых денег ремонт, гараж или стоянка, и т. д. , и т. п. Но главное не это. Стоит помнить, что ни родные «Жигули», ни недорогие подержанные иномарки (а владельцы «Лексусов» и «Ломборджини», почему-то редко выезжают возить пассажиров по вызову) изначально не рассчитаны на работу в режиме такси.
Напомню тем, для кого это – уже древняя история. Когда «Жигули» только появились на наших дорогах, их маневренность, а главное – низкий расход топлива побудили поставить их в строй таксопарков. Результаты оказались плачевными – в режиме повышенной эксплуатации они начали «сыпаться» уже на втором году работы. Причем стоимость ремонта – и это для государственных предприятий – многократно перекрывала экономию на бензине. Пришлось оставить таксопаркам старые проверенные, неэкономичные, но очень прочные «Волги», оставив «жижки» частным владельцам. Правда, это было в стране, где литр бензина стоил дешевле бутылки газированной воды…
А сегодняшнему автовладельцу, задавшись вопросом: "Надо ли работать на своем авто в такси? " нужно помнить, что ежедневный пробег его машины составит 200, а то и все 400 километров, и это – по нашим дорогам... Года через два на ней не то, что ездить, ее невозможно будет продать даже на запчасти. Многие вполне искренне предлагают человеку, оказавшемуся в неблагоприятной жизненной ситуации (а работать в авто такси редко идут романтики, движимые горячим желанием «покрутить баранку») не рисковать своей жизнью, нервами и здоровьем, а просто продать свою машину и пару лет жить на вырученные деньги. А там, глядишь, что-то и переменится…
Но если же все вышеописанное не отвратило Вас от желания таксовать, стоит учитывать еще несколько весьма важных моментов.
Большинство начинающих таксистов прекрасно понимают, что без предварительной раскрутки, а проще говоря, «крыши», работа на дороге – занятие, скажем мягко, рискованное. Поэтому они волей-неволей идут работать на своем авто в диспетчерскую службу такси. Но современный рынок в России своими патриархальными нравами не очень-то отличается от тех, что царили на рабовладельческом Юге США накануне их Гражданской войны. Что там рабовладельцы, что сегодня владельцы диспетчерских фирм заинтересованы только в одном – заработать как можно больше денег. А судьба негров (простите, граждан демократической России) никого не волнует. Единственная разница – там о старых и больных рабах заботились их товарищи по несчастью (да и далеко не все плантаторы выгоняли их умирать на улицу, оставляя выполнять легкую работу по дому), у нас же судьба заболевшего или попавшего в аварию таксиста не интересна никому.
Так что надо быть готовым к тому, что заработав за обычный вызов в среднем российском городе 70 рублей, 20 из них придется отдать диспетчерской фирме, еще столько же «съедят» бензин и амортизация автомобиля, и чистый заработок составит 30 рублей от силы. Негусто…
А не нравится – свободен! Это принцип работы все фирмы такси блюдут свято.
Но и это еще далеко не все - владельцы диспетчерской службы систематически собирают с водителей деньги на рекламу, за путевые листы и медосмотры, за навязанное техобслуживание машины (причем за ремонт ее владелец платит из собственного кармана), и еще много чего хорошего...
Есть и еще один «подводный камень» - при поступлении на работу очень часто потребуют вступительный взнос, единственная цель уплаты которого – заставить Вас как можно дольше работать на фирму в ситуации, когда эта работа не приносит лично Вам ничего, кроме убытков. Ведь в договоре, который Вас обязательно требуют подписать, непременно стоит пункт о невозвращении вступительного взноса в случае увольнения работника.
Нет, конечно, нельзя сказать, что работа таксиста – это сплошной негатив. Ведь если по городу ездят такси, а в них – пассажиры, значит, это все-таки не только, как говорил поэт, кому-нибудь нужно, но и приносит прибыль – иначе их просто не было бы на наших улицах. Однако, если обстоятельства принудили Вас заняться этой работой (а ведь есть еще древний мотов – людей посмотреть, себя показать), то тщательно взвесьте все «за» и «против». Удачи!