Благословенные 60-е годы: если в Mercedes 200 D возникали проблемы с мотором, то причиной были поршневые кольца и клапаны. Они докучали только после 300-400 тысяч километров, медленно становясь жертвами механического износа. В этом случае 55-сильный дизель начинал неохотно заводиться. Годами позже, чаще всего зимой, он просто отказывался заводиться «на холодную». Это была поломка, к которой водитель был морально подготовлен. Сегодня все иначе, новые дизельные двигатели от Mercedes оказались проблемными.
Обычно это происходит так. Водитель замечает, что ни с того ни с сего загорается лампочка контроля работы двигателя, которая сообщает, что тот перешел в аварийный режим работы. Таким образом, тысячи новехоньких Mercedes 220 CDI и 250 CDI как вкопанные останавливаются прямо на дороге. Автомобили, на борту которых установлено, пожалуй, самое важное достижение Mercedes за последние годы - расхваленный на все лады автомобильными экспертами и признанный «Лучшим Мотором 2009 года» агрегат ОМ651. Напомним, что ОМ651- стандартный и единственный дизельный мотор Mercedes почти для всех модельных рядов: объем 2143 см3, мощность от 136 до 204 лошадиных сил. В зависимости от мощности имеет одинарный либо двойной турбонаддув.
При диагностике на СТО компьютер показывает, в чем проблема – это поломка пьезоинжекторов. Они - сердце системы впрыска топлива и производят, в зависимости от интенсивности процесса сгорания, до семи-восьми отдельных впрысков под давлением до 2000 бар. Это уменьшает выбросы вредных веществ, а также расход, так что 204-сильный 250 CDI легко вписывается в стандарт Euro 5. В настоящее время выбросы вредных веществ моторами С-класса и Е-класса вообще приближаются к нулю. Так как они в основном стоят в ремонте и ждут новые инжекторы, которых на данный момент в продаже нет. На интернет-форумах скапливаются жалобы расстроенных владельцев Mercedes. Mercedes подтвердил 2800 подобных случаев. Около 50000 автомобилей теоретически могут столкнуться с той же проблемой. Это все моторы 220 CDI и 250 CDI, установленные в С-классе (W 204), Е-классе (W 212) и GLK. Есть и положительный момент: Mercedes неожиданно совестливо повел себя по отношению к своим покупателям и без споров предоставляет им бесплатные автомобили взамен испорченных. Кроме того, они придумывают и компенсацию для частных покупателей в виде всяких приятных «проявлений внимания». Для водителей такси в мегаполисах существуют специальные парки арендных такси, чтобы в случае поломки они не потеряли свой заработок.
Причиной этих поломок согласно Daimler является производственный дефект пьезоинжекторов от поставщика Delphi, и они должны быть устранены в ближайшее время. Новыми, исправными инжекторами Daimler намерен сначала снабдить сломавшиеся авто, поэтому на данное время производство проблемных двигателей будет сокращено. Возникает вполне законный вопрос: неужели современные моторы становятся все менее надежными? Взять тот же дизель. Из медленного и грохочущего тракторного агрегата он превратился в тихий мотор большой мощности и теперь даже по удельной мощности может сравниться с бензиновым. Оставался единственный недостаток: по своей изначальной концепции дизель сильно «коптил». Очистка выхлопных газов с каждой новой ступенькой стандарта Euro требует все большего усложнения конструкции. Отсюда, как следствие, и все больший риск возникновения ошибок и дефектов.
Представители Mercedes прокомментировали данную ситуацию так: «С этой проблемой столкнулись не все разновидности дизельных двигателей ОМ651. В Германии насчитывается 2800 обращений с претензиями по моделям с индексами 220 CDI и 250 CDI (ОМ651 с пьезонжекторами). 200 CDI оборудован магнитными инжекторами, поэтому этот двигатель не столкнулся с такой проблемой. Технический анализ показал, что во всех известных нам случаях неисправности были вызваны производственными дефектами электроники в инжекторах. В настоящее время они устраняются производителем. Производство автомобилей Mercedes с двигателем ОМ651 не будет остановлено. Но мы сильно сократим производство, пока не будет обеспечена поставка запчастей для устранения неполадок в проданных автомобилях». Будем надеяться, что автоконцерн справится с проблемами дизельных двигателей от Mercedes оказавшихся проблемными.
Справедливости ради стоит признать, что и у других компаний есть проблемы с дизельными двигателями. Каждые 30000 км многие владельцы VW Passat, Audi A3 и А4 с дизельным 170-сильным двигателем жалуются на нарастающую потерю мощности. Причина кроется в образовании нагара на пьезоинжекторах, что возможно при частой езде с «полным газом». В других моделях могут износиться и потерять герметичность компоненты насос-форсунок в головке цилиндров. Последствия обходятся дорого: приходится менять головку цилиндра.
У BMW после перехода бензиновых моторов на непосредственный впрыск топлива (модели 3-й, 5-й и 6-й серий) в них стали массово ломаться пьезоинжекторы и насосы высокого давления системы впрыска. Предпосылкой для этого стало то, что с целью получить выдающиеся показатели расхода топлива в соответствии с европейским нормативным циклом производители заставили двигатель работать в «голодном» режиме «с послойным впрыском топлива». Это значит, что в камере сгорания достаточная концентрация горючей смеси имеется только непосредственно вокруг свечи зажигания, в остальном объеме смесь сильно разрежена. При такой разреженности выделяется больше оксидов азота, которые необходимо снова очищать специальным катализатором Denox. Кроме того, разреженная смесь при горении производит гораздо больше тепла. Вследствие чего возникает огромная нагрузка на детали двигателя.
Некоторые проблемы зафиксированы и у автомобилей Opel. Многие выхлопные фильтры дизельных частиц двигателей с течением времени засоряются от копоти и должны самоочищаться. Но при преобладающих поездках на короткие расстояния температура выхлопных газов недостаточна для автоматического самовосстановления фильтра. Это в конечном итоге может привести к значительной потере мощности. Один недовольный владелец Opel Zafira не захотел с этим мириться и обратился в суд. Суд определил, что при поездках исключительно на короткие расстояния фильтр не обязан самоочищаться. Будем надеяться, что автопроизводители не станут дожидаться судебных исков от возмущенных водителей и будут изначально выпускать качественные автомобили.