Краска на кузове и остальных частях автомобиля выполняет две основные функции – защитную (сохраняет машину от воздействия окружающей среды) и эстетическую – придает ему красивый внешний вид. Причем защитная функция не случайно стоит на первом месте – автовладельцы знают, как быстро на месте даже небольших царапин или потертостей выступает ржавчина, которая столь же стремительно проедает дыры в металле. В нашей статье будет рассмотрено руководство автомобиля по его покраске.
Виной этому, в первую очередь, выхлопные газы, действующие не только на людей, но и на металл (а «поголовье» автомобилей в нашей стране растет столь стремительно, что в центральных районах крупных городов пешком добраться «из пункта А в пункт Б» куда быстрее, чем на машине). Свой посильный вклад вносит грязь, песок и камни, летящие из-под колес и царапающие краску, соль на зимних дорогах и многочисленная автохимия на мойках, и поливающие сверху дождики, в которых вода, увы, составляет лишь небольшой процент падающего с неба.
Поэтому работы по покраске автомобиля – не слишком, увы, приятные, но необходимая составляющая сохранения его потребительских свойств и внешнего вида. К тому же необходимо помнить – ржавчину легче предупредить, чем потом от нее избавляться.
В среде автовладельцев весьма распространено заблуждение, что для того, чтобы избавить автомобиль от ржавчины, вполне достаточно только наложить немного шпатлевки и подкрасить проблемные места. Увы, подобная «профилактика» на деле обычно оказывается напрасной тратой времени и сил, итогом которой становится приобретение автомобилем натуральной «леопардовой шкуры» из пятен разных оттенков, и мысли, что проще было бы покрасить все сразу…
И с этой, вполне продуктивной идеи, и начинается работа по покраске автомобиля.
Однако предполагать, что одного желания было бы достаточно – это самонадеянно, и важно соблюдать основные принципы, которые освещает руководство по покраске деталей авто. А это значить, что при покраске автомобиля необходимо уделить время не только практическому выполнению, но и теорией брезговать не следует.
Первое, что нужно сделать - хорошо вымыть автомобиль, поскольку на даже слегка пыльной машине видны далеко не все дефекты. И начинать осмотр надо с днища и стоек – именно там, чаще всего, и находятся пятна ржавчины, и начинать любые работы по восстановлению защитных свойств покрытия автомобиля следует именно с ремонта днища.
Любое руководство по покраске автомобиля предлагает следующую последовательность этапов этого процесса:
1. Подготовка.
2. Грунтовка.
3. Шпатлевка.
4. Шлифовка.
5. Нанесение лакокрасочного покрытия (в несколько слоев).
6. Сушка покрытия.
7. Полировка.
Также обязательно нужно изолировать места, которые окрашивать не нужно – молдинги, ручки, замки, стекла с уплотнителями и т. д. Перед покраской их необходимо либо снять, либо покрыть чем-либо, исключающим их окрашивание. Это могут быть бумага, малярный скотч или просто лейкопластырь, рекомендуется также специальный состав, в составе которого – десятая часть воды, треть глицерина, 20% декстрина, остальное – мел в качестве наполнителя. Эта смесь легко смывается обычной водой, только не стоит допускать ее попадания на поверхность, которую необходимо будет потом красить.
Боюсь повториться, но именно эти, предварительные, подготовительные работы занимают девять десятых всего процесса покраски автомобиля. Поэтому, начиная покраску, стоит не только приготовить все необходимое, но и оценить объем предстоящей работы. Чтобы случайно не остановиться на полпути, а то и просто на самом интересном месте…
Перед тем, как красить автомашину, необходимо:
1. Зачистить, прошпатлевать и загрунтовать окрашиваемые поверхности.
2. Снять слой старой краски и убрать очаги коррозии.
3. В случае необходимости – проварить и отрихтовать нуждающиеся в этом детали.
Следует еще раз напомнить, что «точечная» покраска или окрашивание отдельных деталей даже при условии, что их площадь сравнительно невелика, обычно приводит к эффекту «заплаток» на автомобиле. Причиной этому чаще всего бывает невозможность подобрать краску необходимого оттенка. И нередки случаи, когда, казалось бы, идеально подобранная краска через несколько месяцев приобретает явно «не тот» цвет. Что поделаешь, химия – наука сложная…
При покраске автомобиля необходимо наложить несколько слоев краски. Как показывает опыт, один слой очень редко способен обеспечить сплошную защитную пленку, защищающую машину от воздействия окружающей среды. Да и кроющие свойства практически любой автомобильной краски, как правило, недостаточны для достижения единого, без пропусков, оттенка на всей окрашиваемой поверхности. Вот и приходится повторять эту операцию дважды, а то и трижды.
Окраску кузова производят с помощью распылителя, причем первый слой краски должен быть наиболее вязким. После его нанесения нужно подождать минут пять. Последующий слой (или слои) должны быть более жидкими.
Заключительный этап покраски автомобиля – сушка и полировка. Именно полировка придает машине законченный и нарядный вид, да и защитные свойства лакокрасочного покрытия, благодаря ей, значительно возрастают. Из всего разнообразия полировальных паст все они, строго говоря, делятся на пасты на восковой и на тефлоновой основах. Полироль нужно наносить на кузов и равномерно растирать ее по всей окрашенной и высушенной поверхности.
Полироль на восковой основе держится от четырех до шести моек автомобиля, тефлоновая более стойкая, ее хватает моек на восемь – двенадцать. Затем полировку необходимо обновлять.
И покраску и полировку автомобиля нужно проводить в помещениях без сквозняков, иначе на окрашенный кузов садится пыль, которая при шлифовке царапает свежеокрашенную поверхность.
Не стоит красить и полировать машину и на открытом солнце – тогда краска или полироль высыхают слишком быстро и неравномерно, оставляя подчас заметные пятна и неровности.
Но в целом, даже с учетом всего сказанного, не стоит бояться начинать самостоятельную окраску своего автомобиля. Во-первых, это немалая экономия – ведь цены на покраску и полировку в автомастерских и салонах, мягко говоря, не очень адекватные. А, во-вторых, стоит помнить – Ноев ковчег был построен любителем. Профессионалы спроектировали и построили «Титаник»…