Рассмотрим конструкционные особенности рулевого управления. Составляющими являются: рулевой механизм (рулевая передача) и рулевой привод. Кроме того, сегодня все чаще используются специальные усилители рулевого управления.
Первые автомобили были напрочь лишены рулевого колеса. А если было необходимо повернуть автомобиль, то прибегали к помощи рычагов, к которым крепились поводки, направляющие колеса. Один из самых известных – гоночный автомобиль «Стрела» Генри Форда в 1904 г. был оборудован рычагом с рукоятками. Далее автомобили обзавелись полукольцом с двумя рукоятками, которое крепилось к рулевым колонкам. Но с течением времени сначала были упразднены рукоятки, а полукольцо превратилось в кольцо, и внешний вид рулевого колеса стал современным.
Кроме кольца, современное рулевое колесо имеет еще и рулевую трапецию, которая была создана еще до рулевого колеса. Использовали трапеции для осуществления поворотов колес паровые автомобили. Например, у прародителей автомобилей – паровых повозок А. Боле уже в 1875 – 1880 были рулевые трапеции.
Конечно, внешний вид и конструкция трапеции сильно изменилась. А эти перемены стали следствием изменений в ходовой части. Для того чтобы стало можно использовать независимую подвеску колес, пришлось внести конструкционные изменения: разделение поперечной тяги и установку дополнительных шаровых шарниров. Но не все усложнялось. Внедрение подвески «качающаяся свеча» на легковых авто позволила упростить поперечную тягу.
Разумеется, чем сложнее конструкция автомобиля (ведь полноприводной намного сложнее и переднее- и заднеприводного), тем сложнее и рулевое управление (количество и рычагов и шарниров становится вдвое больше). А значит, и само управление становится тяжелее, поэтому используются усилители рулевого управления (обычно гидравлические или электронные).
Все это прекрасно в теории, но для повышения управляемости автомобиля просто необходима регулировка нейтрального положения рулевого колеса. Эта самая регулировка нейтрального положения руля позволяет уменьшить количество ошибок и увеличить управляемость автомобиля. Рассмотрим особенности регулировки нейтрального положения рулевого колеса на примере Honda Accord CF4.
Для установки руля в нейтральное положение необходимо аккуратно замкнуть определенные контакты на диагностическом разъеме OBD-II (в нашем случае это контакты 4 и 9) и включить зажигание. После этого произвести подсчет сигналов ламп на приборной панели: SRS, ABS, VSA, EPS, Check. Основной принцип подсчета: длинный сигнал – это десятки, а короткий – единицы. Понятно, что цифровые коды подлежат расшифровке. По результатам расшифровки необходимо выбрать соответствующую систему (именно ту, которая и выдала ошибку).
Далее, после диагностики, необходимо обнулить все существующие ошибки системы.
Для сброса ошибок ABS необходимо следующее:
– замкнуть разъем самодиагностики (двухконтактный 4 – 9). В процессе сброса ошибок разъем должен быть замкнут;
– затем необходимо нажать на педаль тормоза и не отпуская ее, повернуть ключ в режим зажигания. При этом ABS индикатор, через 2 с должен отключиться;
– теперь отпустить тормоз и ABS индикатор, теперь через 4 с должен опять включиться;
– после повторного включения ABS индикатора снова нажать педаль тормоза. И держать 4 с, до тех пор, пока ABS индикатор снова не потухнет;
– после очередного отключения ABS индикатора снова отпустить педаль тормоза;
– и если все прошло правильно, то через 4 с от индикатора ABS должен поступить сигнал об удалении всех ошибок из памяти – это 2 кратковременных включения лампы индикатора;
– выключить зажигание и снять контакт с сервисного разъема.
Есть неприятная особенность: после того, как произведен сброс ABS ошибок и повторный запуск, на приборной панели включается сигнал с восклицательным знаком на фоне оранжевого треугольника. Когда нормально работает VSA, этот знак не горит постоянно, он лишь мигает в случае, если срабатывает антибуксировка или система устойчивости курса.
При начале движения треугольник гаснет (не сразу, а через время) и включается VSA лампа. Особая черта: если горит сигнальный треугольник, то работают ABS и антибуксировка, а когда включается VSA — то функционирует только ABS. Если двигатель заглушить, а затем завести, то вновь зажжется треугольник и так можно играться бесконечно. Что делать? –
Сбрасывать VSA ошибки:
– замкнуть разъем самодиагностики (двухконтактный 4 – 9). В процессе сброса ошибок разъем должен быть замкнут;
– затем ручной тормоз перевести в нижнее положение, нажать на педаль тормоза и не отпускать ее, пока проводим процедуру обнуления VSA;
– включить зажигание;
– после того, как индикатор ABS отключится, производим с ручным тормозом следующие операции: нажать на кнопку ручного тормоза и перевести его в крайнее верхнее положение, продолжая удерживать кнопку, перемещаем ручник в нижнее положение, все так же, не отпуская кнопку, опять переводим ручной тормоз в верхнее положение (все манипуляции производим сравнительно быстро, но без рывков);
– после того, как сигнальный треугольник с восклицательным знаком мигнет 2 раза, выключить зажигание (если все сделано правильно, то сигнал об обнулении ошибок поступает сразу после манипуляций с тормозом);
– снять контакт с сервисного разъема.
Сброс EPS ошибок выполняется по следующей схеме:
– замкнуть разъем самодиагностики (двухконтактный 4 – 9). В процессе сброса ошибок разъем должен быть замкнут;
– вывернуть руль влево до упора и зафиксировать в этом положении;
– включить зажигание, и подождать, пока индикатор EPS не отключится (обычно 4 с);
– производим с рулем следующие манипуляции: перевести рулевое колесо в среднее положение и отпустить его (через 4 с) – индикатор EPS включается, после этого вывернуть руль влево до упора и зафиксировать в этом положении – индикатор EPS гаснет, перевести рулевое колесо в среднее положение и отпустить его (через 4 с);
– после того, как индикатор EPS мигнет 2 раза, выключить зажигание (если все сделано правильно, то сигнал об обнулении ошибок поступает сразу после манипуляций с рулем);
– снять контакт с сервисного разъема.
Для сброса SRS ошибки выполняют следующее: существует специальный разъем для стирания кодов (минипанель желтого цвета с надписью на блоке – MES и двумя проводами – черным и зеленым). Вместо спецприспособления используют медные многожильные провода и производят замыкание.