Вся история автомобиля – это стрекот, шум, а затем и рев мотора. Со временем автомобильные двигатели становились все мощнее, и при этом – все громче и громче. С этим начали как-то бороться, придумав и надев на выхлопную систему глушитель.
Выхлопная система автомобиля предназначена для выведения отработанных газов из камеры сгорания двигателя. Проблема конструкторов этой подсистемы машины в том, что сгорание топливовоздушной смеси в двигателе внутреннего сгорания, в отличии, скажем, от паровозной топки, происходит крайне неравномерно. Это известные каждому автомобилисту циклы работы двигателя, в процессе которых топливовоздушная смесь сначала заполняет поршни цилиндра, сгорает в них, толкая поршни, затем выбрасывается наружу, и цикл повторяется снова. Соответственно, и выхлопные газы покидают двигатель отдельными порциями, причем в момент открытия выпускного клапана они «вылетают в трубу» со сверхзвуковой скоростью, вызывая его знаменитое «тарахтение». При этом функция глушителя – снизить уровень шума звукопоглощающим материалом (ватой из базальтовых нитей или стекловатой) либо погасить его отражением в лабиринте, оказывая при этом наименьшее сопротивление потоку выхлопных газов.
Однако человеческая мысль додумалась и до того, как согласовать колебательный процесс движения выхлопных газов в выпускной трубе с соответствующим движением топливовоздушной смеси во всасывающем тракте двигателя. Синхронизация этих процессов позволила заметно улучшить очистку цилиндров от выхлопных газов и наполнение их новой порцией топливовоздушной смеси.
Естественно, задача снижения шума от работающего мотора в этом случае препятствует улучшению качества работы двигателя и, соответственно, снижает его мощность. Но требования по уровню шума, производимого автомобилем, во всех цивилизованных странах обрели силу закона, и автопроизводителям и автовладельцам волей-неволей приходится им подчиняться. Производители автомобилей на массовых моделях ставят глушители, снижающие уровень шума до пределов, которые гораздо ниже разрешенных в большинстве стран 100 децибел. И это не дает покоя любителям быстрой (и громкой) езды, считающих, что глушитель «ворует» у них лишние лошадиные силы.
При доработке выхлопных систем можно получить лишних 12-15 лошадиных сил мощности, правда, для этого нужно заменить практически все детали выхлопной системы, а это – мероприятие затратное. Для спортивных машин можно получить и больший прирост мощности, но при условии, что громкость выхлопа достигнет 120 децибел, что исключает езду на таких автомобилях по городу.
Для рядового пользователя, ограниченного рамками действующих норм и правил, есть два пути. Первый, наиболее простой и дешевый - изменить внешний вид глушителя, установив на него насадку, придающую солидный, «спортивный» вид, но мало влияющую на остальные характеристики.
Второй путь – поставить спортивный глушитель.
Но как выбрать глушитель наиболее соответствующий критерию «цена-качество»?
Существует множество видов глушителей. Но у всех есть общие свойство - эффективнее всех гасят звук глушители большого объема. Высокий звук хорошо «давит» синтетическое волокно в «банках», а солидных басов в звук движка можно добавить, увеличив диаметр трубы у ее выхода из глушителя.
У прямоточного спортивного глушителя звукопоглощающий материал (обычно базальтовую вату) помещают между корпусом и трубой с отверстиями. Для удержания ее волокон между трубой и ватой устраивают заградительный барьер из мелкой сетки или проволоки. Правда, в конце концов, волокна базальтовой ваты поток выхлопных газов все-таки выносит наружу, и глушитель превращается в некое подобие рупора, только усиливающего рев мотора. Тогда его надо менять.
Звук спортивного глушителя определяется его размером, набивкой и диаметром и числом отверстий в самой трубе. Но особенностьюспортивного глушителя остается неплохое подавление звуков высокой частоты при слабом - низких. Правда, для сидящих в салоне автомобиля это заметно меньше, чем для окружающих – туда как раз лучше проникают высокочастотные колебания. Однако спортивный глушитель оказывает наименьшее среди других конструкций сопротивление истечению отработанных газов.
В поиске ответа на вопрос - как выбрать спортивный акустический фильтр – не последнюю роль играет стоимость искомого агрегата. Касательно цены, то она, в первую очередь, зависит от имени и «раскрученности» фирмы, а уж затем – от технологии изготовления и качества применяемых материалов. Причем российские глушители из нержавейки дешевле, а превосходят импортные и по долговечности, и по качеству работы. А если вспомнить изделия из последних остатков советской роскоши – титановые глушители, то они вообще вне конкуренции (правда, и цена на них уже зашкаливает, то ли дело в СССР, где простые туристы делали из титана даже колышки для установки палаток и крючья для подвешивания котлов над костром…).
Но это все-таки экзотика. А простенький Powerful для ВАЗ-21083 стоит где-то в районе полусотни очень условных единиц, а дорогой ASSO – впятеро дороже. Так что, как говорится, возможны варианты…
Хотя, на самом деле, даже хороший глушитель добавляет на «классике» от трех до пяти лошадиных сил, а среднего качества иномарке приплюсует до десятка. И вопрос – стоит ли тратить немаленькие деньги и время, чтобы, оглушая прохожих и проезжих ревом, мало что (а, чаще всего, и вообще ничего) выиграть, дабы потешить собственное самолюбие.
Да, любители понтов и быстрой езды к подобным аргументам, как правило, глухи, но большинство водителей на наших дорогах – люди все-таки вполне вменяемые. И для них вопрос – «как выбрать спортивный глушитель» подразумевает классический вопрос-ответ: а стоит ли? Пожалейте свои деньги, время и уши, да и окружающие пусть отдохнут от рева моторов в тишине и покое.
А если уж душа просит скорости, то не нужно насиловать свою машину и окружающую среду – для этого существуют треки, автодромы и прочие автосоревнования как для профессионалов, так и для любителей. Вот там и стоит, «рыча моторами тяжело», утолять адреналиновый голод. А городские, да и сельские улицы – не для этого…