Наши дороги - это сплошная полоса препятствий. А наши коммунальные службы обычно даже не пытаются хоть что-то сделать, находясь в привычном глубоком ступоре при виде «неожиданно» выпавшего зимой снега и льда. Что же, для нас, россиян, привычная картина зимней дороги – это гололед, да такой, что и пешеходы, даже обутые в «трикони» скользят и падают, а говорить об автомобилях, которые «обуты» в резину, пусть и в шипованную, вообще нечего.
Еще в конце 80-х один герой известного мультфильма говорил: «У нас зимой дороги такие и погода такая, что уже ездовые академики могут встретиться – сам видел…».
Холодно, снег, голый лед — настолько скользко, что тяжело устоять на ногах, не говоря уже о колесах. И даже если метеослужбы заранее предупреждают о начале зимы, все равно снег и лед застают водителей врасплох. В таких условиях полноприводный автомобиль — просто необходимость. Но даже мода на внедорожники не загоняет обычные заднеприводные автомобили, которых у нас, кстати, большинство, на зиму в гаражи. Тем более что общественный транспорт зимой даже в больших городах работает, как бы это сказать мягче… А перемещаться «из пункта А в пункт Б», увы, приходится и зимой.
Как чрезмерно не рисковать и серьезно не ошибаться при вождении "классики".
Езда по снегу на заднеприводном авто требует опыта и навыков, заметно отличных, от тех, которые требуются от водителя переднеприводного или полноприводного авто.
Управление автомобилем по снегу на заднем приводе заметно отличается от езды на переднеприводной машине.
Обычно считается, что неспешная езда на заднем приводе по зимней дороге практически полностью гарантирует водителя от заносов. Но это правильно далеко не всегда. Конечно, принцип «тише едешь – дальше будешь» проверен веками, однако полной гарантии от заноса не дает, и он, естественно, внезапно, случается при резком торможении (а это на дороге не редкость), быстром сбросе газа или просто при разгоне или даже нерезком торможении. Так что занос может подкрасться незаметно…
В отличие от переднеприводных машин, у которых обычно заносит ведущие колеса, автомобиль на заднем приводе склонен скорее к заносу задней оси. И это понятно, ведь у «классики» сильнее всего нагружена передняя половина авто. Там расположены наиболее массивные грузы - двигатель и коробка передач, а задняя часть машины, даже при нормальной загрузке (2-3 пассажира на заднем сидении) гораздо легче, следовательно, меньше и сцепление с дорогой задних колес.
Однако опытный водитель и в подобной, не самой благоприятной ситуации, вполне в состоянии без проблем водить своего железного коня по скользкой дороге.
В начале заноса, чаще всего при повороте в гололедицу, автомобиль внезапно полностью перестает слушаться руля, идет снос передней оси. Единственный выход здесь - преобразовать сноса передней части автомобиля в занос ведущих колес.
Если это произошло на достаточно высокой скорости, то нужно сбросить газ, при том, что передние колеса уже направлены в сторону поворота, а дорога все-таки держит автомобиль. Однако стоит помнить, что превышение скорости в гололед – причина самых серьезных аварий с трагическими результатами. Не рискуйте!
Если скорость при заносе небольшая, не стоит парировать поворот передней части авто тормозами – будет только хуже. Стоит дернуть ручник или же на короткое время нажать на газ. Это приведет к пробуксовке задних колес, что и остановит начавшийся занос.
Однако парирование заноса «газом» требует опыта, ведь даже немного «перебрав» с оборотами, можно вообще развернуть машину в направлении, прямо противоположном необходимому.
Если занос продолжается, то помогает включение пониженной передачи и одновременно резкое отпускание сцепления. Но здесь, как и в предыдущем случае, важно не переборщить…
Еще одна, часто встречающаяся на зимней дороге ситуация, когда при заносе багажник, образно говоря, начинает «обгонять» собственный капот.
Здесь необходимо, не дожидаясь развития заноса, упредить его. Тут действия водитель подчиняются известному математическому закону – «минус на минус…». Нужно искусственно спровоцировать занос, а, если это не помогает, то пресечь происходящее скольжение машины резким поворотом руля в сторону заноса и тут же - обратно, сбросив при этом газ. Руль назад необходимо поворачивать сразу же, не ожидая реакции машины. А то ведь можно сделать только хуже, и машину понесет в другую сторону и еще сильнее.
В гололед на заднеприводном автомобиле, оснащенном автоматической коробкой передач, стоит помнить следующее. Несмотря на широко распространенное среди автовладельцев мнение, что автоматическая коробка пригодна в основном для «их» дорог, при аккуратном использовании она облегчает и езду зимой.
Поскольку здесь ведущий мост связан с двигателем не «механикой», а посредством гидромуфты, то она смягчает рывки трансмиссии при резких манипуляциях с педалью газа, не позволяя колесам внезапно для водителя провернуться (заблокироваться). Однако стоит помнить, что все это работает только на умеренной скорости! Принудительное понижение передачи на высокой скорости часто заканчивается сломанной коробкой передач. А при езде по скользкой дороге сломанная коробка передач блокирует ведущие колеса, что ведет к заносу практически неуправляемой машины.
Естественно, все приведенные советы, как и всякая теория, бесполезны и мертвы без практического опыта. Причем, независимо от того, сколько времени вы проводите за рулем, практические навыки вывода машины из заноса, как и вся езда по снегу на заднем приводе, должны быть отработаны до автоматизма! В стремительновращающейся на обледенелой дороге машине, как правило, бывает мало времени для поиска необходимой инструкции. Здесь руки и ноги должны опережать голову!
Для контроля достигнутых результатов рекомендуется следующее упражнение: при движении по кругу быстро нажать и сразу отпустить педаль газа, одновременно поворачивая руль в сторону начавшегося заноса, переводя авто в контролируемое скольжение по дуге. Причем, если автомобиль едет по часовой стрелке, передние колеса должны быть повернуты налево, и наоборот. Если Вы в состоянии проехать так не менее десятка кругов, то можно смело, хотя и не забывая, что на дороге нет безопасных мест, отправляться в путь. Но при неуверенном выполнении этого теста – тренируйтесь еще, если же все равно не получается - поставьте своего железного коня в гараж хотя бы до конца марта. Так будет лучше всем, и Вам – в первую очередь…