Существует несколько вариантов инжекторной системы бензинового двигателя ВАЗ. Так, например, существуют различные вариации точек установки форсунок в двигателе, а также вариации по их количеству.
По точке установки и количеству установленных форсунок различают следующие инжекторные системы питания бензинового двигателя:
1. Инжекторные системы, оборудованные центральным (моно) впрыском бензинового топлива. В данной вариации существует в двигателе только одна форсунка, которая расположена на том месте, где должен располагаться карбюратор у карбюраторной системы. В настоящее время используется достаточно редко по причине своей низкой эффективности.
2. Инжекторные системы, которые оборудованы распределенным впрыском. В таких инжекторных системах на каждый цилиндр предусмотрено по одной форсунке, которые расположены, как правило, во впускном коллекторе двигателя. Таких систем также существует несколько вариантов. Существует одновременный распределенный впрыск, при котором впрыск топлива в двигатель происходит одновременно из каждой форсунки. Попарно – параллельный, при котором форсунки открываются попарно, при этом система работает таким образом, что одна из форсунок открывается в момент перед подачей топлива, а другая перед тем, как происходит впрыск топлива. В современных автомобилях такая система используется только при аварийном запуске двигателя внутреннего сгорания, либо же только в момент запуска двигателя транспортного средства. Так происходит потому, что за попадание воздушно – топливной смеси в цилиндры двигателя отвечают клапаны, а значит, особого смысла у такой системы нет. Также существует фазированный впрыск топлива при инжекторной системе, при котором каждая из форсунок двигателя открывается отдельно. Открывается при таком устройстве каждая форсунка только непосредственно перед впрыском топлива в цилиндры двигателя транспортного средства. Фазированный впрыск на данный момент используется наиболее часто. Также существует прямой впрыск топлива инжекторной системы, при котором форсунки располагаются в непосредственной близости от цилиндров, впрыск топлива при этом происходит непосредственно в камеру сгорания топлива.
В настоящее время в современных инжекторных системах управление данными системами осуществляется при помощи специальных микроконтроллеров, которые регулируют уровень подачи топлива, а также его количество. Данный вид управления инжекторными системами автомобиля принято называть электронными. Смысл работы такого аппарата заключается в том, что решение о времени подачи топлива в цилиндры, а также о длительности открытия форсунок системы и о количестве подаваемого топлива принимает только микроконтроллер, который основывается на данных, которые поступают от специальных датчиков, регулирующих работу двигателя внутреннего сгорания транспортного средства. На некоторых моделях бензинового двигателя ВАЗ работают механические устройства, которые осуществляют те же функции, что и микроконтроллер. Но в настоящее время такие системы можно найти только на тех автомобилях, которые были выпущены с заводского конвейера значительно раньше. Контроллер получает информацию с датчиков, которые уведомляют его: о положении и работе коленчатого вала, температуре охлаждающей жидкости, расходе воздуха бензиновым двигателем, о положении дроссельной заслонки, содержании кислорода в отработавших газах, напряжении в бортовой системе двигателя, наличии детонации в двигателе внутреннего сгорания, скорости транспортного средства, запросе на включение/выключение кондиционерных системы автомобиля (если такая система предусмотрена комплектацией автомобиля), положении распределительного вала.
После получения этой информации микроконтроллер осуществляет управление следующими системами и приборами: системой зажигания, регулятором холостого хода, топливоподачей, вентилятором системы охлаждения, муфтой компрессора кондиционера, системой диагностики, адсорбером системы улавливания паров бензина (если данная система предусмотрена базовой комплектацией транспортного средства).
Как и любая другая система, инжекторная система питания бензинового двигателя обладает определенными достоинствами и недостатками, которые своеобразным образом влияют на выбор потребителей. Из достоинств можно назвать следующие факторы: значительное уменьшение выбросов несгоревших углеводородов, упрощение запуска двигателя автомобиля, уменьшение расхода топлива, уменьшение расхода масла, более линейная характеристика крутящего момента, улучшение динамических и мощностных характеристик двигателя внутреннего сгорания, система не требует ручной регулировки своей работы, то есть полностью выполняет самостоятельно работу по настройке всех необходимых данных, которые передаются при помощи датчиков кислорода. Среди недостатков можно отметить следующее: высокая стоимость ремонта данной системы, высокая стоимость деталей, которые могут быть необходимы при ремонте инжекторной системы, обязательное наличие только качественного топлива, необходимость в специализированном персонале, который будет обслуживать данную систему, низкая ремонтопригодность всех элементов системы, особенно это касается тех элементов, которые обеспечивают адекватную работу микроконтроллера.