Поэтому к проблеме выбора автомобиля стоит подходить не менее тщательно, чем спутника жизни – тут штампом о разводе в паспорте не отделаться. Ведь даже бывшее в употреблении авто стоит немалых денег, увы, заметно превосходящих годовой доход обычного российского гражданина, и покупается оно, по статистике, средним жителем России всерьез и надолго.
Поэтому желание купить что-то приличное за скромные деньги очень напоминает девичьи мечты о принцах (обязательно почему-то на белой лошади). Жизнь, увы, эти мечты чаще всего развеивает, и в сухом остатке остается достаточно простая задача: не заплатить лишнего!
Решается она, говоря научным языком, комплексной оценкой потребительских качеств товара, а говоря по-человечески – моделью, состоянием, возрастом и пробегом. Последние два показателя выражаются в конкретных цифрах – годах и километрах, но, как показывает опыт, даже эти, вроде бы как бесспорные цифры, нередко становятся объектом манипуляций со стороны недобросовестных продавцов.
Если в случае с пробегом практически единственным объектом мошенничества становится одометр, изменения показаний которого в просторечии называются «скруткой». «Скрутку» научились искусно производить и маскировать в процессе предпродажной подготовки как в Европе, чьи подержанные автомобили держат сомнительную пальму первенства по манипуляциям с пройденными километрами, так, увы, и у нас. Причем «скрутку» пробега покупатель обычно без проведения экспертизы обнаружить не в состоянии.
Но если пробег машины – величина объективная, то год выпуска автомобиля, как не странно это звучит - вещь, подверженная иногда ощутимым колебаниям.
Во-первых, могут быть разночтения в зафиксированных на кузове и в техпаспорте машины понятиях - календарный год выпуска автомобиля, производственный год выпуска и дата продажи (год начала его эксплуатации). Причем здесь расхождения – и вполне законные - могут быть не только на 1 год, но и на два и порой даже на три! Вот наглядный пример: произведенный календарно в октябре 1987 года автомобиль соответствует 1988 производственному году, а постояв непроданным хотя бы год с лишним, он будет допущен в эксплуатацию, скажем, в январе уже 1990 года! Так сказать, почувствуйте разницу.
А ведь вопрос: - как узнать год выпуска автомобиля – это еще и проблемы, связанные с ограничениями по возрасту для ввозимых в Россию автомобилей.
Во-вторых, для иномарок, уже давно бороздящих российские дороги, постановка на учет в ГАИ до относительно недавнего времени иногда производилась по данным зарубежного техпаспорта, нередко вступающими в противоречия, скажем, с информацией, которая закодирована в номерах их кузовов или двигателей. Тут уж «омоложение» машины может достигать и нескольких лет.
Считается, и достаточно обоснованно, что достоверно узнать год выпуска можно по так называемому идентификационному номеру (Vehicle Identification Number - VIN). Он для многих (но не всех) марок автомобилей, в том числе для всех американских, указан на 10-й позиции в номере кузова. Есть и исключения – «Форды» немецкого производства, год выпуска которых стоит на 11-й позиции, а 12-я указывает на месяц выпуска.
Определить год выпуска по VIN-коду можно с помощью таблиц – они доступны в Интернете, или проконсультировавшись с официальным дилером предприятия-производителя. Самому пробить VIN-код автомобиля можно проще всего по выпущенному на русском языке справочнику «Autoident».
Но и тут возможны, как говорится, варианты. Например, в соответствии со стандартом ISO 3779 у производителей модельный год начинается с 1 июля этого года, а заканчивается 30 июня года следующего. Так что выпущенный, скажем, 1 июля 1994 года автомобиль получит VIN-код с буквой R, что означает 1995 год выпуска. И это еще не все – например, у уже упоминавшихся «Фордов» европейского производства календарный и производственный годы выпуска совпадают полностью. Так что некоторое пространство для манипуляций с годом выпуска остается и тут.
Так что, помимо разнообразных документов и VIN-кода, у покупателя остаются его глаза, руки и здравый смысл. Если не полениться и тщательно осмотреть предлагаемый автомобиль, то о его возрасте многое могут сказать бирки на ремнях безопасности (если они есть, когда же их нет – стоит задуматься), маркировки с датами выпуска на разных его деталях, особенно заметные на стеклах. Здесь тоже возможны естественные расхождения – ведь комплектующие подаются на сборку не сразу же после их изготовления, но существенное различие между паспортным возрастом автомобиля и годом выпуска его деталей – повод очень серьезно насторожиться.
Многое может сказать внимательный взгляд на салон будущей покупки – потертости кресел и обивки, состояние руля, ковриков, резинок педалей и т. д. , особенно если продавец утверждает, что машина почти новая, а состояние многих деталей прямо-таки кричит об обратном.
По статистике, за год автомобиль проходит примерно 30000 километров, и эта цифра, хотя и различается в зависимости от интенсивности поездок и класса авто (малолитражки обычно ездят меньше), но все-таки служит вполне надежным ориентиром в определении его возраста.
Один год эксплуатации автомобиля эквивалентен снижению его первоначальной стоимости минимум на 10, а то и на все 20 процентов. И поэтому борьба, что говорится, за каждый год его жизни, имеет вполне ощутимое денежное выражение. Но стоит помнить – возраст машины, конечно, очень важный, но далеко не единственный показатель ее состояния.
Ведь не так уже редки случаи, когда новую машину, все равно какую – отечественную или иномарку – всего-то пару лет используют, скажем, в такси, а потом продают как почти новую, хотя по степени «убитости» она превосходит своих коллег, лет десять проездивших в режиме дом-работа.
Так что, покупая автомобиль, стоит помнить формулу незабвенного Козьмы Пруткова: «Зри в корень»!