Максимальная скорость, которую может развить серийно выпускаемый автомобиль, давно превысила рубеж в 400 км/ч. В среде автолюбителей популярны разговоры о личных скоростных рекордах в 220, в 260 и даже в 300 км/ч. А средняя взлетная скорость легкого самолета - 150-200 км/ч. Почему же автомобили не летают? На этот и на многие другие вопросы ответит наука аэродинамика – раздел механики, изучающий законы движения тел в газообразной среде и силы, возникающие на их поверхности.
Немного
теории
На автомобиль в движении, кроме разнообразных физических сил (сила тяжести, сила инерции движения, сила сцепления с дорожным покрытием, силы трения сопротивления качению), действуют три аэродинамические силы:
- Сила сопротивления воздуха
- Подъемная сила воздушного потока
- Прижимная сила воздушного потока
От величины равнодействующей
этих трех сил во многом зависит устойчивость автомобиля на дороге,
маневренность и экономичность. При ускоренном движении машины сила
сопротивления воздуха увеличивается пропорционально квадрату скорости.
Встречный поток, сталкиваясь с автомобилем, стремится обойти его в двух
направлениях: над крышей салона и под днищем. Благодаря эффекту, открытому
швейцарским ученым Бернулли в конце 18 века, плотность потока воздуха снизу выше,
и машина немного приподнимается. Особенно это заметно при разгоне автомобиля и
конструкторам приходится учитывать эти факторы при разработке экстерьера и
формы кузова.
Из
истории автомобильной аэродинамики
На заре автомобилестроения, при
скоростях до 40 км/ч., инженеры не уделяли должного внимания внешнему облику
автомобиля. По мере роста скоростей, увеличивалась и сила встречного потока
воздуха. Авторазработчики для уменьшения
аэродинамического сопротивления стали перенимать обтекаемые формы из
смежных областей техники – воздухоплавания, авиации и мореплавания. Начинания
бельгийского автогонщика К. Женатци и австрийского конструктора Э. Румплера,
были поддержаны специалистами Геттингенского Института аэродинамических
исследований (Германия), которые перед Второй Мировой Войной разработали кузов
автомобиля современных нам очертаний, с коэффициентом аэродинамического
сопротивления Сх=0.16.
Следует отметить, что большинство сегодняшних автомобилей имеют Сх=0.3-0,5. В наши дни задачей автоконструкторов является
оптимизация отдельных сегментов кузова (переходов, выступов, спойлеров) для
снижения аэродинамического сопротивления, минимизируя вмешательство в дизайн.
Аэродинамические
характеристики разных типов кузовов
Важнейшим фактором, характеризующим аэродинамику автомобиля, является его задняя часть. В связи с этим:
- Универсалы и пикапы имеют в этом плане наименьшую эффективность: воздушный поток, срываясь с края крыши салона, образует сразу за автомобилем вихревую зона разряжения, повышающую сопротивление движению. Дефлектором на крыше, над дверью багажника, можно отсечь часть потока вниз, частично компенсировав разряжение.
- Хетчбеки выглядят предпочтительнее только при малом наклоне задней части (менее 23˚), давая воздушному потоку стечь по наклонной поверхности и оторваться только у нижней кромки пятой двери, значительно сокращая разряженную область.
- Купе и седаны имеют минимальный вихревой след, благодаря тому, что поток полого спускается по заднему стеклу и крышке багажника. Существует возможность дополнительно снизить коэффициент аэродинамического сопротивления Сх, конструктивно увеличив высоту и длину багажника.
Можно
ли самостоятельно улучшить аэродинамику автомобиля?
Радикальное улучшение аэродинамики любого серийного автомобиля, конечно же, задача конструкторских бюро. Но и автолюбителям под силу самостоятельно снизить аэродинамическое сопротивление, выполнив простые рекомендации:
- Снять ненужные накладки и декоративные элементы, а необходимые функционально, например антенны, выбирать обтекаемой формы.
- Не открывать при движении окна и люк (при наличии) салона.
- Прикрепить, подвязать к несущим конструкциям все выступающие элементы под днищем автомобиля (трос ручника, тормозные шланги, трубки и т.д.).
- Отполировать кузов автомобиля
- Приобретая багажник или прицеп, позаботиться об их аэродинамических характеристиках.
Мастерские автотюнинга
предлагают свои услуги по установке передних и задних спойлеров, антикрыла,
дополнительного обвеса днища. Хорошо продуманный обвес, установленный
высококвалифицированным специалистом,
может улучшить аэродинамические показатели автомобиля: увеличить
прижимную силу, сократить зону разряжения. А вот самостоятельно
экспериментировать с аэродинамическим усовершенствованием знатоки не рекомендуют.
Например, неправильно выбранное антикрыло не только прижмет заднюю ось авто, но
и при значительной скорости полностью разгрузит переднюю. Автомобиль, конечно,
не взлетит, но «улететь», потеряв управляемость, может запросто.