Всё бы хорошо, но раз в год к нам приходит зима. И часто неожиданно как для дорожных служб, так и для рядовых водителей. Первое, о чем задумываешься, глядя на устрашающие показания термометра за окном, это как заведется машина. Но и после пуска двигателя проблемы не кончаются. Возможно, замерзла вода в омывателе. Глядя, как щетки стеклоочистителя всухую растирают грязь по стеклу, в очередной раз клянешься себе больше не разбавлять водой омывающую жидкость и покупать ее в фирменных магазинах, а не на рыночных развалах. Но это лишь благие намерения, а что делать теперь?
Чаще всего зимние проблемы со стеклоомывателем связаны с замерзанием в магистралях омывающей жидкости. Проблема замерзания жиклеров форсунок не в счет — их легко вернуть к жизни прикосновением теплой руки. Если в бачке образовался лёд – тоже не «смертельно». За счет высоких температур в моторном отсеке лёд растает. А вот содержимое трубки — вряд ли. Хуже всего приходится владельцам хэтчбеков и универсалов: проблема отказа форсунок омывателя часто вызвана неисправностями распределительного клапана. Магистраль к форсунке заднего очистителя проходит через весь салон и частенько ночью замерзает. Практика показывает, что вернуть работоспособность этой «брызгалке» подручными средствами почти невозможно — поможет только теплое помещение. А вот если замерзла вода в трубке омывателя, ведущая к ветровому стеклу, то в этом случае лёд можно отогреть.
Простые методы.
Начать следует с простого: убедиться в удовлетворительном состоянии жиклеров. Современный автомобиль оборудован форсунками с двумя выходными отверстиями. Поэтому вероятность того, что оба отверстия засорятся, очень мала, но не исключена. Бывает, что вода в омывателе не может просочиться через сплошной слой льда, скопившегося под ветровым стеклом. Ведь снег от контакта с теплым стеклом превращается в воду, которая стекая на холодную панель кузова, снова замерзает.
Если осмотр показал, что жиклеры чисты, а омывающая жидкость по-прежнему не брызгает, придется залазить с головой под капот автомобиля. Первым делом откроем бачок омывателя и оценим уровень находящейся там «незамерзайки» или воды, а заодно и её состояние. Плавающие кристаллы льда опытного водителя сразу насторожат: в трубках скорее всего уже ледяной монолит.
Если внутри действительно жидкость, стоит проверить исправность насоса. Его жужжание ни о чем не говорит: к примеру, распространенная болезнь старых жигулевских конструкций — появление трещины в пластмассовом корпусе заборника. Насос с трещиной просто не в состоянии создать необходимое давление. Чтобы убедиться в наличии омывающей струи «на выходе», достаточно снять трубку и привести в действие моторчик кратковременным нажатием на соответствующий рычат. Не переусердствуйте, иначе «зальете» электрику под капотом.
Логика этих действий следующая: очевидно, что причины всех бед придется искать между форсунками омывателя и насосом. К сожалению, восстановление пропускной способности обледеневших магистралей занятие сложное и кропотливое. Кстати, определить состояние магистралей на ощупь вряд ли получится: на морозе трубки становятся жесткими. Если ледяная пробка невелика, имеет смысл стянуть трубку с хвостовика форсунки и попробовать вытолкнуть ледяную пробку напором жидкости. Если эта манипуляция не удалась, то придется отогревать магистраль. Хорошо, если есть доступ к теплому гаражу или другому отапливаемому помещению. Ещё один вариант — наконец-таки обратиться в сервисный центр и заодно продиагностировать другие узлы и механизмы. Можно заехать на мойку: возможно лед за время мойки успеет растаять.
Горячий компресс.
Когда замерзла в омывателе вода, можно попробовать исправить ситуацию на месте. Использовать спички и зажигалки не следует: огонь быстрее прожжет насквозь магистраль, нежели растопит лёд внутри трубки. Автохимия тоже вряд ли в силах помочь: химсоставы типа «Антилед» эффективны при контакте с замерзшей жидкостью. Некоторые водители пытаются обливать магистрали (а порою и форсунки) крутым кипятком. Это не лучший выход. Кипятком можно повредить лакокрасочное покрытие на кузове, да и вода разольётся по моторному отсеку. Есть безвредный вариант — это горячие компрессы. Их делают так: кусок ткани смачивают в горячей воде и обматывают ей замерзшие участки водопровода. Высокая температура поддерживается периодическим отжимом холодной воды и смачиванием горячей. Конечно, такое времяпрепровождение не назовёшь интересным, особенно если приходится обрабатывать значительные участки магистрали с замерзшей водой омывателя. Но более эффективного способа в походных условиях трудно придумать.
Осталось собрать магистраль.
Когда все трубки прочищены и отогреты, а работоспособность форсунок и насоса не вызывают сомнений, встаёт другая проблема — как вставить на законное место снятые трубки с хвостовиков. Ведь на морозе трубки теряют эластичность. Причем трубки натянуть нетрудно, однако они могут не держаться плотно. Стоит одной слететь, как омывающая жидкость зальёт капот в то время, как ничего не подозревающий водитель жмёт рычаг, надеясь, что жидкость сейчас дойдёт по магистрали.
В принципе трубки можно размягчить тем же кипятком. Но если его нет под рукой, можно просто срезать несколько миллиметров с краешка трубки. Расширенная часть трубки будет служить в роли направляющего «горлышка». Теперь, натянув трубку с усилием на хвостовик, можно садиться за руль.
Замерзание воды в омывателе легче предупредить, чем героически отогревать. Достаточно до первых морозов залить «незамерзайку». Выбирать жидкость надо не самую дешевую, а самую качественную. Не забудьте сразу же после залива «разогнать» жидкость по всем магистралям. Работа насоса в хэтчбеках и универсалах должна быть более продолжительной, чтобы незамерзающая жидкость дошла до форсунки на задней двери.