Швы пайки делятся:
1). На плотные швы, они не пропускают жидкости или газы, находящиеся под слабым давлением.
2). Прочные швы, которые выдерживают механические нагрузки.
3). Плотные и прочные швы выдерживают давление газов и жидкостей, которые находятся под большим давлением.
В процессе паяния припой образует с поверхностью детали, которую спаивают зону промежуточного сплава. Качество паяния при чистых металлических поверхностях зависит от того, с какой скоростью растворяется данный металл в припое, качество пайки зависит от скорости диффузии. Если поверхность окислена, то степень диффузии припоя полностью отсутствует или значительно уменьшается. Поэтому применяются паяльные флюсы. Когда спаиваются чистые сплавы или металлы, шов получается прочный, а если спаиваются детали, которые покрыты другими металлами, шов будет не таким прочным. Но пайка по горячему лужению свинцово-оловянными сплавами или оловом даст прочное соединение, чем это будет по чистому металлу. Это подтверждает, что при паянии на прочность шва влияет степень диффузии.
Лужение – это процесс, когда металлические поверхности покрываются оловом либо специальным сплавом, на основе олова.
Припой – сплав или металл, который соединяет промежуток шва между деталями. Припой имеет низкую температуру плавления, чем металлы, которые нужно соединить.
По своему составу припои можно разделить на несколько групп и одна из важных групп – свинцово-оловянные припои.
Когда у человека, который работает с припоем, отсутствуют сведения о припоях, он применяет припои с большим содержанием олова, хотя в этом не всегда есть необходимость. Можно тогда правильно выбрать припой, когда известны все его свойства.
Припои и их назначение.
ПОС 90 предназначен, чтобы паять швы внутри пищевой посуды.
ПОС 40 предназначен для паяния медных проводов, железа, латуни.
ПОС 30 предназначен для паяния гибких шлангов, бандажной проволоки электромоторов, радиоаппаратуры, приборов, белой жести, оцинкованных и цинковых листов, железа, меди, латуни.
ПОС 18 используют для лужения дерева перед пайкой, для паяния оцинкованного железа, меди, латуни, железа свинца, этот припой можно заменить на припой ПОС 40.
ПОС 4-6 предназначен для пайки свинца, если есть клепаные замочные швы, для пайки белой жести, меди, железа, этот припой можно заменить на припой ПОС 30.
Одним из важный свойств припоев – сопротивление срезу, ведь паяные соединения работают на срез. Припои обладают максимальной вязкостью и большим сопротивлением разрыву. Припой ПОС 30 и 40 почти не отличаются от олова. ПОС 40 применяют в особенных случаях, если места спайки будут подвергаться сильной вибрации. В обычных условиях при небольшой вибрации применяется припой ПОС 18. Припои ПОС 30,18,40 применяют, чтобы получить прочный шов, применение этих припоев дает хороший результат. Припой ПОС 40 применяют для паяния тонкого сечения, таких как проволока диаметром от 1 до 2 миллиметров. Тонкая проволока под действием паяльника очень быстро расплавляется, в результате уменьшается время действия высокой температуры.
Как показывает практика припой ПОС 4-6 по прочности пайки равноценен ПОС 30, предназначен для паяния всех материалов, кроме меди и оцинкованного железа. Припой ПОС 40 обладает большой прочностью и превосходит чистое олово. Поэтому чтобы получить очень прочный шов не нужно применять при пайке чистое олово.
При паянии встык припой ПОС 18 дает большую прочность при паянии, чем это делает припой ПОС 40. А значит, припой ПОС 18 применяется тогда, когда не имеет значение, какая температура плавления у припоев.
Процесс паяния.
Сам технологический процесс паяния состоит из таких операций:
1. механической – наждачной бумагой, напильником, шабером или химической очистки.
2. покрытия флюсом путем нагревания – на горне, паяльной лампой, паяльником.
3. предварительного обслуживания припоем – погружением в припой, натиранием, паяльником.
4. покрытия флюсом, нагревания, и скрепления тех мест, которые будут спаиваться.
5. введения припоя – расплавление и удаление остатков флюса, лишнего припоя.
Очистка.
Очистить поверхность можно шабером или напильником, можно таким образом, чтобы промежуток между 2-мя поверхностями был одинаков и не превышал 0,3 миллиметра. Этот промежуток необходим, чтобы засосать припой на глубину от кромки. Если поверхности, которые спаиваются, имеют следы масла или жира, их нужно обработать горячим раствором щелочи, для этого берут 10% раствор соды.
После того, как очистили и подготовили детали спайки, они должны быть облужены. Это имеет огромное значение, так как при этом достигаются плотность и прочность спайки. Если невозможно залудить, то придется паять по чистой поверхности, тогда результаты будут очень низкими.
Чтобы предварительно залудить детали, применяют припой, как и для последующего паяния. Если придется паять припоем ПОС .30, значит, и предварительное лужение будет осуществляться этим же припоем. Перед тем, как паять, детали скрепляют, чтобы они не расходились места соединений, при небольших механических воздействиях Простой способ скрепления деталей, это обвязать их проволокой, лучше железной.
Характерные случаи паяния.
1. Паяльником, применяя мягкие припои.
1) Ручной паяльной лампой, применяя твердые припои.
2) Электрического паяния, место спая – сопротивление, через него пропускают ток низкого напряжения.
Когда паяют паяльником, применяют припои. Паяльник подготавливают к работе, после механической обработки, его обслуживают, прогревая, опускают в раствор хлористого цинка и трут о припой, пока рабочая поверхность паяльника не покроется слоем полуды. В куске твердого аммония (нашатыря) делают углубление и кладут припой. Горячим паяльником нужно проводить по твердому нашатырю, при этом касаясь и припоя. Затем нагретым паяльником нужно коснуться шва и к шву положить припой в виде проволоки, он расплавится и проникнет в шов. Излишки припоя разгладить паяльником.
В заключении можно найти способ пайки разных мелких деталей в авто. Применяя тот или иной способ пайки мелких изделий, можно справиться с проблемой и качественно запаять мелкие детали.
Применение свинцово-оловянных припоев дает хорошие результаты, когда человек знает правила работы с припоем и представляет себе весь процесс паяния мелких деталей и способ пайки мелких деталей в автомобиле.
1-11-2011, 16:10 | Казак Вероника Викторовна