Я уже не говорю о таких мелочах, как кофе по утрам, подушка или одеяло с подогревом в прохладное время, или вентилятор в жару, фен – просто необходимый, если в компании присутствует прекрасная дама, ну и, наконец, электроплитка, ведь не всегда возможно или есть желание возиться с костром. Но большая часть всех этих «мелочей» работает от сети переменного тока с напряжением 220V, а автомобильный аккумулятор в состоянии предоставить только постоянный 12-24V. И что же делать? Неужели отказаться от маленьких радостей? Ни в коем случае! Все эти проблемы достаточно легко можно устранить при помощи такого специального оборудования, как преобразователь напряжения для авто.
Что же такое преобразователь напряжения?
В современном авто преобразователь напряжения – это на роскошь, а уже насущная необходимость.
И для доступности всех этих «маленьких мелочей» существует такое милое изобретение цивилизации – автоинвертор, или иначе – преобразователь напряжения.
Автомобильный преобразователь напряжения – это просто палочка-выручалочка для автолюбителя. Не стоит тратить деньги на приобретение специальных приборов, которые подходят только для использования в автомобиле – их цена неоправданно высока. Автомобильные инверторы просто подключаются к аккумулятору авто – и в дороге жизнь становится комфортной, как и дома.
Авторынок предоставляет достаточное разнообразие автомобильных инверторов, которые, в основном, различаются мощностью.
При выборе преобразователя напряжения авто важно учитывать – какие именно бытовые приборы будут включаться. Если это потребители с низкой мощностью, то вполне достаточными будут автоинверторы до 200 Вт. Такие преобразователи напряжения подключаются непосредственно в разъем авто-прикуривателя. Что касается длительных поездок или необходимости подключения холодильника, пылесоса, плитки и т. д. то понадобится более мощный автоинвертор, но такой преобразователь подключается непосредственно к аккумулятору.
Кроме того, нужно рассмотреть особенности различных групп преобразователей напряжения. Разумеется, основная отличительная черта любого товара, с точки зрения покупателя – это цена. Цена на эту группу товаров имеет разброс приблизительно в 15 раз, и базируется эта разница на вариативности синусоидального выходного напряжения.
Первая группа автоинверторов (наиболее дорогие) обеспечивает максимально качественное выходное напряжение – синусоидальное.
Вторая группа автоинверторов гарантирует выходное напряжение упрощённого вида, заменяющего синусоиду. Чаще всего это сигнал в виде трапецеидального синуса.
Подавляющее большинство бытовых приборов допускает использование переменного напряжения упрощённой формы сигнала. Синусоида принципиально важна лишь для некоторых лабораторных, телекоммуникационных, измерительных приборов, медицинской аппаратуры, и для профессиональной аудиоаппаратуры (HI-END, HI-FI, ди-джей).
Основные режимы работы инвертора:
Режим длительной работы. При данном режиме показатели мощности инвертора соответствуют его номинальной мощности.
Режим перегрузки. В таком режиме большинство инверторов на непродолжительное время (до 30 сек.) в состоянии отдавать мощность в 1,2 – 1,5 раза больше номинальной.
Пусковой режим. В этом режиме инвертор так же способен отдавать повышенную моментальную мощность, правда, в течение очень краткого времени (несколько миллисекунд) для запуска электродвигателей и емкостных нагрузок.
Далее рассмотрим как, пользуясь такими нехитрыми формулами, наиболее рационально подобрать преобразователь напряжения.
Все зависит от потребляемой мощности техники, которую предполагается включать в инвертор. Нужно перемножить суммарное напряжение питания в Вольтах на потребляемый ток в Амперах (все данные написаны на самих приборах) и получим максимально возможную (пиковую) потребляемую мощность в Ваттах. Именно на эту мощность (как на самый плохой вариант) следует опираться при выборе автоинвертора. Номинальная мощность преобразователя напряжения авто должна превосходить расчетную, самое малое на 20 – 25%. Ни одно устройство или приспособление не должно работать на пределе возможностей.
И в заключении несколько правил пользования автоинверторами:
Не включать автоинверторы с нагрузкой, превышающей 300 Ватт в прикуриватель автомобиля, их подключают только непосредственно к аккумулятору. Иначе ток, идущий к прикуривателю, превысит 25 Ампер, что обычно приводит к повреждению автомобильного электрооборудования, изоляции проводов, их перегоранию или даже к пожару.
Не использовать бездумно автоинверторы с нагрузкой, превышающей 1000 Ватт. Ведь если подключить 1000-Ватт нагрузки, то потребляется минимум 1100 Ватт (инвертор сам тоже потребляет для своей работы, в среднем КПД инверторов около 90%), а это бортовая сеть потребляет ток не менее 90 Ампер – очень большой ток (электросварка потребляет от 40). Если же нагрузка превысит 2 киловатт, то аккумулятор, скорее всего, может вскипеть, а некоторые виды батарей взрываются.
Чтобы предотвратить порчу автоинвертора, желательно во время запуска и глушения двигателя авто отключать автоинвертор от бортовой сети.
Большинство преобразователей напряжения авто оснащены защитой от входных перенапряжений. Т. е. если инвертор не работает, это может говорить о бортовом напряжении более 14 Вольт (26 Вольт) в автомобиле.
Автомобильные преобразователи напряжения – не просто удобная вещь, они совершенно незаменимы для дальнобойщиков, для ученых в долгих экспедициях и просто для любителей путешествовать автотранспортом. Важно, что этот прибор заметно экономит время и деньги, и дает возможность сохранять хорошее настроение в дороге!