Каталитический нейтрализатор.
Проще говоря – катализатор, является частью выпускной системы автомобилей ВАЗ 2107. Он предназначен для снижения выброса вредных веществ с отработавшими газами в атмосферу, таких как СО, CH и NO, NO2. Все эти компоненты очень вредны и входят в состав смога. Иными словами данное устройство снижает загрязнение атмосферы вредными веществами, производимыми автомобилями. Катализатор – это элемент, содержащий в себе благородные металлы. Они вступают в реакцию с вредными веществами, тем самым «дожигая» их до экологических норм.
Что характерно, катализатор применяется как на дизельных двигателях, так и на бензиновых. Обычно, он устанавливается непосредственно за глушителем или выпускным коллектором.
Катализатор состоит из следующих частей:
– корпус;
– теплоизоляция;
– блок-носитель;
Главным элементом катализатора является блок-носитель. Он и служит основанием для каталитического нейтрализатора. Данный блок изготавливается из специальной керамики, устойчивой к огню. Что касается конструкции, то блок-носитель напоминает улей с множеством сот, которые значительно увеличивают площадь соприкосновения с отработавшими газами.
В качестве веществ-катализаторов выступают палладий, родий и платина. Они наносятся на поверхность сот-ячеек тонким слоем. Такие катализаторы не только уменьшают выбросы в атмосферу, но и ускоряют протекание химических реакций в каталитическом нейтрализаторе.
Почему платина, палладий?
Все потому, что они из разряда окислительных катализаторов. Данные вещества способствуют окислению углеводородов в водяной пар и угарного газа в углекислый. Что касается родия, то он относится к разряду восстановительных катализаторов. Благодаря ему, оксиды азота восстанавливаются в безвредный азот.
Катализатор, в основе которого существуют данные вещества, называется трехкомпонентным. Все три катализатора в нем значительно снижают содержание трех вредных веществ в отработавших газах.
Еще одним составляющим является металлический корпус. В него помещается блок-носитель. Обычно, между ними устанавливается слой теплоизоляции, а в корпусе катализатора устанавливают кислородный датчик.
Условия эффективной работы катализатора.
Не стоит забывать об условиях эффективной работы нейтрализатора. Одним из главных условий является температура 300° С. При такой температуре эффективность каталитического нейтрализатора очень высока – задерживается около 90% вредных веществ.
Для того чтобы эффективность работы катализатора возросла, нужно его прогреть.
Почему же катализатор выходит из строя?
Не совсем правильно говорить, что он вышел из строя, правильнее – из-за уменьшения каталитического слоя, каталитический нейтрализатор не может дожечь все выхлопные газы, поэтому постепенно уровень вредных веществ на выходе увеличивается. Каталитический слой сгорает в процессе пользования катализатором и это естественно. Когда же значение уровня выхода вредных веществ упадет до критической отметки, приборная панель выдаст надпись «CHECK», иными словами это будет говорить о неэффективной работе катализатора. Выйти из строя нейтрализатор может и из-за низкого качества бензина. В таком случае часть каталитического слоя покрывается тетраэтилсвинцом, в результате чего слой начинает неправильно работать.
Что же делать, если катализатор вышел из строя?
Если своевременно менять каталитический нейтрализатор ВАЗ 2107, то шансы, что он выйдет из строя, значительно уменьшаются. Если же вы не уследили за катализатором, и он все-таки вышел из строя, то тут единственный выход – его нужно менять. Да, снова менять. При замене, Вы можете столкнуться с тем, что дилеры отказываются его менять по гарантии, обосновывая это тем, что вы его «убили» некачественным бензином, а в таких случаях гарантия не действует. Но Вам не стоит отступать и переставать настаивать на своем.
Возможно заменить катализатор пламегасителем. Но этого делать лучше не стоит. Пламегаситель не очищает газы на выходе от вредных веществ, а просто «выравнивает» выхлопы, устраняя посторонние звуки.
Самый эффективный способ – заменить катализатор на универсальный.
В данном случае катализатор представляет собой бочку нейтрализатора. Она вваривается в уже готовый нейтрализатор и далее, при выходе из строя, заменяется только та часть, которая вышла из строя. Такой способ значительно сократит затраты на замену.
Каталитический нейтрализатор ВАЗ одна из важных частей в автомобиле и при выходе из строя, ее замена дорого обходится. Поэтому, за ней нужно следить, как и за всем автомобилем.